Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Альтруист, эгоист или конкурент: уровень ориентации на социальные ценности в чешском взрослом обществе

https://doi.org/10.26907/esd.20.2.03

EDN: IKUVMY

Аннотация

Ориентация на социальные ценности относится к устойчивым моделям поведения, которые индивиды проявляют в соответствии со своими предпочтениями и интересами. Опросник «Social Value Orientation» (SVO) делит респондентов на четыре группы: эгоисты, альтруисты, конкуренты и неопределившиеся. Данное исследование было направлено на выявление переменных, способных влиять на устойчивость результатов опросника SVO и вызывать вариации в поведенческих паттернах. Сбор данных осуществлялся через Google-опросник на выборке взрослых жителей Чехии (N=183; 114 женщин, 69 мужчин). Переведённая версия опросника SVO продемонстрировала высокую надёжность с коэффициентом альфа Кронбаха 0.95. Контент-валидность была подтверждена методом экспертной оценки исследовательского инструмента. Обнаружено статистически значимое влияние таких переменных, как статус (студент/не студент), субъективная оценка привлекательности и самооценка уровня влиятельности на социальную ценностную ориентацию респондентов. Эти результаты детально обсуждаются в заключительном разделе исследования.

Об авторах

М. Кубиатко
Университет имени Яна Эвангелисты Пуркине
Чехия

Милан Кубиатко 

Усти-над-Лабем 



Е. Йозифкова
Университет имени Яна Эвангелисты Пуркине
Чехия

Ева Йозифкова 

Усти-над-Лабем 



Я. Ипсер
Университет имени Яна Эвангелисты Пуркине
Чехия

Ян Ипсер 

Усти-над-Лабем 



Список литературы

1. Antonio, A. L. (2001). Diversity and the influence of friendship groups in college. The Review of Higher Education, 25(1), 63–89. https://doi.org/10.1353/rhe.2001.0013

2. Bhogal, M. S., Galbraith, N., & Manktelow, K. (2017). Physical attractiveness, altruism and cooperation in an ultimatum game. Current Psychology, 36, 549–555. https://doi.org/10.1007/s12144-016-9443-1

3. Bunce, D. M., Flens, E. A., & Neiles, K. Y. (2010). How long can students pay attention in class? A study of student attention decline using clickers. Journal of Chemical Education, 87(12), 1438– 1443. https://doi.org/10.1021/ed100409p

4. Caldwell, N. D., Roehrich, J. K., & George, G. (2017). Social value creation and relational coordination in public‐private collaborations. Journal of Management Studies, 54(6), 906–928. https://doi.org/10.1111/joms.12268

5. Cheng, M. Y., & Wang, L. (2015). The mediating effect of ethical climate on the relationship between paternalistic leadership and team identification: A team-level analysis in the Chinese context. Journal of Business Ethics, 129, 639–654. https://doi.org/10.1007/s10551-014-2189-5

6. Declerck, C. H., & Bogaert, S. (2008). Social value orientation: related to empathy and the ability to read the mind in the eyes. The Journal of Social Psychology, 148(6), 711–726. https://doi.org/10.3200/SOCP.148.6.711-726

7. Derks, J., Lee, N. C., & Krabbendam, L. (2014). Adolescent trust and trustworthiness: Role of gender and social value orientation. Journal of Adolescence, 37(8), 1379–1386. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2014.09.014

8. Ercan, I., Yazici, B., Sigirli, D., Ediz, B., & Kan, I. (2007). Examining Cronbach alpha, theta, omega reliability coefficients according to sample size. Journal of Modern Applied Statistical Methods, 6(1), 291–303. https://doi.org/10.22237/jmasm/1177993560

9. Grosch, K., & Rau, H. A. (2017). Gender differences in honesty: The role of social value orientation. Journal of Economic Psychology, 62, 258–267. https://doi.org/10.1016/j.joep.2017.07.008

10. Hall, D. T., Yip, J., & Doiron, K. (2018). Protean careers at work: Self-direction and values orientation in psychological Success. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 5(1), 129–156. https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104631

11. Horak, S. (2016). Decision-making behavior, gender differences, and cultural context variables. International Journal of Cross Cultural Management, 16(3), 281–299. https://doi.org/10.1177/1470595816665131

12. Iacobucci, D., & Duhachek, A. (2003). Advancing Alpha: Measuring reliability with confidence. Journal of Consumer Psychology, 13(4), 478–487. https://doi.org/10.1207/S15327663JCP1304_14

13. Lerner, J., & Malmendier, U. (2013). With a little help from my (random) friends: Success and failure in post-business school entrepreneurship. The Review of Financial Studies, 26(10), 2411–2452. https://doi.org/10.1093/rfs/hht024

14. Malkewitz, C. P., Schwall, P., Meesters, C., & Hardt, J. (2023). Estimating reliability: A comparison of Cronbach's α, McDonald's ωt and the greatest lower bound. Social Sciences & Humanities Open, 7(1), 100368. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2022.100368

15. Messick, D. M., & McClintock, C. G. (1968). Motivational bases of choice in experimental games. Journal of Experimental Social Psychology, 4(1), 1–25. https://doi.org/10.1016/0022-1031(68)90046-2

16. Mieth, L., Buchner, A., & Bell, R. (2017). Effects of gender on costly punishment. Journal of Behavioral Decision Making, 30(4), 899–912. https://doi.org/10.1002/bdm.2012

17. Moon, C., Travaglino, G. A., & Uskul, A. K. (2018). Social value orientation and endorsement of horizontal and vertical individualism and collectivism: An exploratory study comparing individuals from North America and South Korea. Frontiers in Psychology, 9, 2262. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02262

18. Nevo, B. (1985). Face validity revisited. Journal of Educational Measurement, 22(4), 287–293. https://doi.org/10.1111/j.1745-3984.1985.tb01065.x

19. Norman, I., & Fleming, P. (2019). Perceived attractiveness of two types of altruist. Current Psychology, 38, 982–990. https://doi.org/10.1007/s12144-019-00266-1

20. Nowacka, A., Smuczyński, W., Woźniak-Dąbrowska, K., & Lewko, D. (2021). Altruistic and egoistic behaviors in interpersonal interactions. Journal of Education, Health and Sport, 11(1), 40–46. https://doi.org/10.12775/JEHS.2021.11.01.004

21. Nunnally, J. C. (1978). Psychometric Theory (2nd ed.). McGraw-Hill. Peker, M., Booth, R. W., & Eke, A. (2018). Relationships among self‐construal, gender, social dominance orientation, and interpersonal distance. Journal of Applied Social Psychology, 48(9), 494–505. https://doi.org/10.1111/jasp.12529

22. Pham, M. N., Shackelford, T. K., Holden, C. J., Zeigler-Hill, V., Hummel, A., & Memering, S. L. (2014). Partner attractiveness moderates the relationship between number of sexual rivals and in-pair copulation frequency in humans (Homo sapiens). Journal of Comparative Psychology, 128(3), 328–331. https://doi.org/10.1037/a0036602

23. Sattler, D. N., & Kerr, N. L. (1991). Might versus morality explored: Motivational and cognitive bases for social motives. Journal of Personality and Social Psychology, 60(5), 756–765. https://doi.org/10.1037/0022-3514.60.5.756

24. Sireci, S., & Faulkner-Bond, M. (2014). Validity evidence based on test content. Psicothema, 26(1), 100–107. https://doi.org/10.7334/psicothema2013.256

25. Sugiura, H., Mifune, N., Tsuboi, S., & Yokota, K. (2017). Gender differences in intergroup conflict: The effect of outgroup threat priming on social dominance orientation. Personality and Individual Differences, 104, 262–265. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.08.013

26. Taber, K. S. (2018). The use of Cronbach’s alpha when developing and reporting research instruments in science education. Research in Science Education, 48, 1273–1296. https://doi.org/10.1007/s11165-016-9602-2

27. Tinghög, G., Andersson, D., Bonn, C., Johannesson, M., Kirchler, M., Koppel, L., & Västfjäll, D. (2016). Intuition and moral decision-making – the effect of time pressure and cognitive load on moral judgment and altruistic behavior. PloS ONE, 11(10), e0164012. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0164012

28. Van Lange, P. A. M. (1999). The pursuit of joint outcomes and equality in outcomes: An integrative model of social value orientation. Journal of Personality and Social Psychology, 77(2), 337–349. https://doi.org/10.1037/0022-3514.77.2.337

29. Van Lange, P. A. M., & Kuhlman, D. M. (1994). Social value orientations and impressions of partner's honesty and intelligence: A test of the might versus morality effect. Journal of Personality and Social Psychology, 67(1), 126–141. https://doi.org/10.1037/0022-3514.67.1.126

30. Wang, W., Cao, D., & Ameen, N. (2023). Understanding customer satisfaction of augmented reality in retail: a human value orientation and consumption value perspective. Information Technology & People, 36(6), 2211–2233. https://doi.org/10.1108/ITP-04-2021-0293

31. Zhang, Z., & Yuan, K. H. (2016). Robust coefficients alpha and omega and confidence intervals with outlying observations and missing data: Methods and software. Educational and Psychological Measurement, 76(3), 387–411. https://doi.org/10.1177/0013164415594658

32. Zheng, X., Wang, Z., Chen, H., & Xie, F. (2021). The relationship between self-esteem and internet altruistic behavior: The mediating effect of online social support and its gender differences. Personality and Individual Differences, 172, 110588. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110588


Рецензия

Для цитирования:


Кубиатко М., Йозифкова Е., Ипсер Я. Альтруист, эгоист или конкурент: уровень ориентации на социальные ценности в чешском взрослом обществе. Название журнала на русском. 2025;20(2):23-32. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.03. EDN: IKUVMY

For citation:


Kubiatko M., Jozifkova E., Ipser J. Altruist, egoist or competitor: The level of social values orientation among Czech adult society. Title. 2025;20(2):23-32. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.03. EDN: IKUVMY

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)