Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Связь функций регуляции активности и управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов и монолингвов на ранних этапах изучения английского языка

https://doi.org/10.26907/esd.19.3.13

EDN: XTGMYA

Аннотация

Исследование призвано ответить на вопрос о преимуществах и трудностях, отличающих сбалансированных билингвов в условиях языковой энтропии. Целью проведенной работы является выявление связи функций регуляции активности с функциями управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов на раннем этапе изучения английского языка в условиях языковой энтропии. В диагностических целях использовалось программное обеспечение психолога «Практика – МГУ», результаты которого обрабатывались с применением U-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Вилкоксона, моделирования структурными уравнениями. Получены данные, подтверждающие синкретический эффект билингвизма в образовательной ситуации. Установлено, что изучение английского языка билингвами младшего школьного возраста характеризуется продуктивностью аттенционных действий, что оказывает эффекты на другие управляющие функции, в частности на тормозный контроль и когнитивную гибкость. Это объясняется тем, что двуязычие усиливает процессы контроля внимания, поскольку развивающаяся полилингвальная система вызывает повышенную ресурсность внимания для осуществления контроля целевого языка. Формулируется вывод о том, что активизация полилингвального ментального поля в образовательной ситуации обеспечивает активацию системы регуляторных процессов когнитивного уровня в младшем школьном возрасте.
Полученные результаты направлены на решение вопросов о психолого-педагогических условиях образовательной среды, способствующих повышению эффективности педагогического процесса на ранних этапах изучения английского языка младшими школьниками с разным языковым статусом.

Об авторах

В. Ю. Хотинец
Удмуртский государственный университет
Россия

Вера Ю. Хотинец

Ижевск, Россия



Е. О. Шишова
Казанский (Приволжский) федеральный университет; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Казанский филиал
Россия

Евгения О. Шишова

Казань, Россия



Ю. О. Новгородова
Удмуртский государственный университет
Россия

Юлия О. Новгородова

Ижевск, Россия



Д. С. Медведева
Удмуртский государственный университет
Россия

Дарья С. Медведева

Ижевск, Россия



О. В. Кожевникова
Удмуртский государственный университет
Россия

Оксана В. Кожевникова

Ижевск, Россия



Список литературы

1. Вигель, Н. Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2014. – № 38. – С. 12–15.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Москва: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.

3. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языка в школе. – Москва: Просвещение, 1991. – 222 с.

4. Корнеев, А. А., Букинич, А. М., Матвеева, Е. Ю., Ахутина, Т. В. Оценка управляющих функций и функций регуляции активности у детей 6–9 лет: конфирматорный факторный анализ данных нейропсихологического обследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2022. – № 1. – С. 29–52. –DOI://doi.org/10.11621/vsp.2022.01.02

5. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы. – Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1970.

6. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2021. – № 1. – С. 3–37. – DOI:10.11621/vsp.2021.01.01

7. Некипелова, И. М. Энтропия языковой системы как основной показатель её развития // Russian Journal of Education and Psychology. – 2013. – Т. 12. – URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1220134

8. Николаева, Е. И. Вергунов Е.Г. Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психологи. – 2017. – Т. 10. – № 2. – С. 62–81.

9. Хотинец, В. Ю., Медведева Д. С. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 2. – С. 25–35.

10. Хотинец, В. Ю., Шишова, Е. О., Зиннурова, Э. И., Кожевникова, О. В., Медведева, Д. С., Новгородова, Ю. О., Кумышева, Р. М. Особенности развития когнитивной регуляции в связи с коммуникативной компетентностью детей-монолингвов и сбалансированных билингвов // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 3. – С. 317–334. – DOI:10.26907/esd.17.3.22

11. Хотинец, В. Ю., Шишова, Е. О., Новгородова, Ю. О., Кожевникова, О. В., Медведева, Д. С. Когнитивная регуляция младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка // Образование и саморазвитие. – 2023. – Том 18. – №3. – C. 215–229. – DOI:10.26907/esd.18.3.14

12. Antoniou, M. The advantages of bilingualism debate // Annual Review of Linguistics. – 2019. – No. 5 . – P. 1–21. – DOI:10.1146/annurev-linguistics011718-011820

13. Baum, S., & Titone, D. Moving toward a neuroplasticity view of bilingualism, executive control, and aging // Applied Psycholinguistics. – 2014. – Vol. 35. – Pp. 857–894. https://doi.org/10.1017/S0142716414000174

14. Bialystok, E. Bilingualism: The good, the bad, and the indifferent // Bilingualism: Language and Cognition. – 2009. – Vol. 12. – P. 3–11. – DOI:10.1017/S1366728908003477

15. Bialystok, E. The bilingual adaptation: How minds accommodate experience // Psychological Bulletin. – 2017. – Vol. 143. – No. 3. – Pp. 233–262. – DOI:10.1037/bul0000099

16. Bialystok, E., Craik, F. I. How does bilingualism modify cognitive function? Attention to the mechanism // Psychonomic bulletin & review. – 2022. – Vol. 29. – Pp. 1246–1269. – DOI:10.3758/s13423-022-02057-5

17. Braver, T. S., Barch, D. M. A theory of cognitive control, aging cognition, and neuromodulation // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2002. – Vol. 26. – No. 7. – Pp. 809–817. – DOI:10.1016/S0149-7634(02)00067-2

18. Braver, T. S., West, R. Working memory, executive control, and aging // The Handbook of Aging and Cognition / F. I. M. Craik & T. A. Salthouse (Eds.). – Psychology Press, 2008. – Pp. 311–372.

19. Bukhalenkova, D. A., Chichinina, E. A., Almazova, O. V. How does joint media engagement affect the development of executive functions in 5- to-7 year-old children // Psychology in Russia: State of the Art. – 2023. – Vol. 16. – No. 4. – Pp. 109–127. – DOI:10.11621/pir.2023.0407

20. Donnelly, S., Brooks, P. J., Homer, B. D. Is there a bilingual advantage on interference-control tasks? A multiverse meta-analysis of global reaction time and interference cost // Psychonomic Bulletin and Review. – 2019. – Vol. 26. – Pp. 1122–1147.

21. Gazzaley, A., Nobre, A. C. Top-down modulation: bridging selective attention and working memory // Trends in cognitive sciences. – 2012. – Vol. 16. – No. 2. – Pp. 129–135. – DOI:10.1016/j.tics.2011.11.014

22. Göncz, L. Bilingualism and development: a psychological approach // Annual Review of the Faculty of Philosophy. – 2015. – Vol. 40. – No. 1. – Pp. 49–78.

23. Grundy, J. G. The effects of bilingualism on executive functions: an updated quantitative analysis // Journal of Cultural Cognitive Science. – 2020. – Vol. 4. – No. 2. – Pp. 177–199. – DOI:10.1007/s41809-020-00062-5

24. Gullifer, J. W., Titone, D. Characterizing the social diversity of bilingualism using language entropy // Bilingualism: Language and Cognition. – 2020. – Vol. 23. – No. 2. – Pp. 283–294. – DOI:10.1017/S1366728919000026

25. Lehtonen, M., Soveri, A., Laine, A., Jarvenpaa, J., De Bruin, A., Antfolk, J. Is bilingualism associated with enhanced executive functioning in adults? A meta-analytic review // Psychological Bulletin. – 2018. – Vol. 144. – No. 4. – Pp. 394–425. – DOI:10.1037/bul0000142.supp

26. Ong, G., Sewell, D. K., Weekes, B., McKague, M., Abutalebi, J. A diffusion model approach to analysing the bilingual advantage for the Flanker task: The role of attentional control processesm // Journal of Neurolinguistics. – 2017. – No. 43. – Pp. 28–38. DOI:10.1016/j.jneuroling.2016.08.002

27. Oshchepkova, E. S., Kartushina, N. A., Razmakhnina, K. O. (2023). Bilingualism and development of literacy in children: a systematic review // Psychology in Russia: State of the Art. – 2023. – Vol. 16. – No. 1. – Pp. 3–25. – DOI:10.11621/pir.2023.0101

28. Rivera Valdez, L. D., López Cortés, V. A. The interfunctional relationship between theory of mind and private speech // Psychology in Russia: State of the Art. – 2024. – Vol. 17. – No. 1. – Pp. 3–23. – DOI:10.11621/pir.2024.0101

29. Van den Berg F., Brouwer J., Tienkamp T. B., Verhagen J., Keijzer M. Language Entropy Relates to Behavioral and Pupil Indices of Executive Control in Young Adult Bilinguals // Front. Psychol., Sec. Psychology of Language. – Vol. 13. – 2022. – DOI:10.3389/fpsyg.2022.864763

30. Van den Noort, M., Struys, E., Bosch, P., Jaswetz, L., Perriard, B., Yeo, S., Lim, S. Does the bilingual advantage in cognitive control exist and if so, what are its modulating factors? A systematic review // Behavioral Sciences. – 2019. – Vol. 9. – No. 3. – DOI:10.3390/bs9030027

31. Zakharova, M. N., Machinskaya, R. I. Voluntary control of cognitive activity in preschool children: age-dependent changes from ages 3-4 to 4-5 // Psychology in Russia: State of the Art. – 2023. – Vol. 16. – No. 3. – Pp. 122–131. – DOI:10.11621/pir.2023.0309

32. Zhou, B., Krott, A. Bilingualism enhances attentional control in non-verbal conflict tasks –evidence from ex-Gaussian analyses // Bilingualism: Language and Cognition. – 2018. – Vol. 21. – No. 1. – Pp. 162–180. – DOI:10.1017/S1366728916000869


Рецензия

Для цитирования:


Хотинец В.Ю., Шишова Е.О., Новгородова Ю.О., Медведева Д.С., Кожевникова О.В. Связь функций регуляции активности и управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов и монолингвов на ранних этапах изучения английского языка. Образование и саморазвитие. 2024;19(3):181-197. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.13. EDN: XTGMYA

For citation:


Khotinets V., Shishova E., Novgorodova Yu., Medvedeva D., Kozhevnikova O. Relationship of Activity Regulation Functions with Executive Functions in Junior School Children Bilingual and Monolingual at the Early Stages of Learning English. Education and Self-Development. 2024;19(3):181-197. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.3.13. EDN: XTGMYA

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)