Влияние физической нагрузки различной интенсивности на когнитивные способности студентов
https://doi.org/10.26907/esd.19.3.12
EDN: VGZRNE
Аннотация
В течение последних лет широко обсуждается вопрос о влиянии двигательной активности на когнитивные способности студентов. Показано, что физические упражнения активируют молекулярные системы, участвующие в метаболизме и синаптической пластичности, а взаимодействие между этими системами связано с интеллектуальными показателями. Перед научным сообществом стоит задача найти оптимум физической активности, который будет способствовать гармоничному развитию и повышению эффективности академической деятельности. Цель исследования заключалась в изучении влияния различных режимов физической активности на динамику показателей когнитивных способностей у студентов мужского и женского пола. В процессе педагогического эксперимента студенты были распределены на 2 группы в соответствии с определённым режимом физической активности: занятия в экспериментальной группе включали упражнения высокой интенсивности, а занятия в контрольной группе включали в основном упражнения низкой интенсивности. Измерение когнитивных способностей производилось до и после двух месяцев педагогического эксперимента. Для оценки когнитивных способностей использовался тест «Стандартные матрицы Равена» (SPM).
Результаты исследования показали, что прирост показателей когнитивных способностей у студентов экспериментальной группы статистически достоверен, в отличие от контрольной группы. В то же время не удалось выявить достоверных различий влияния А-режима и B-режима физической нагрузки на динамику изменения переменных теста SPM. Полученные данные в первую очередь полезны в контексте дальнейших исследований, так как показывают специалистам, занимающимся изучением и развитием интеллектуальных способностей обучающихся, возможность воздействия на них и направление дальнейших исследований.
Об авторах
Р. В. ТихомировРоссия
Роман В. Тихомиров
Петрозаводск, Россия
С. М. Гузь
Россия
Сергей М. Гузь
Петрозаводск, Россия
Список литературы
1. Биргалиева, З. И., Волкова, Е. А. Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов вуза // Теория и практика современной науки. – 2022. – № 12 (90). – С. 306–309.
2. Кабачкова, А. В. Двигательная активность и когнитивная деятельность: диссертация ... доктора биологических наук: 1.5.5 / Кабачкова Анастасия Владимировна; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»]. – Томск, 2023. – 253 с.
3. Капилевич, Л. В., Ежова, Г. С., Захарова, А. Н. Кабачкова, А. В. Кривощеков, С. Г. Биоэлектрическая активность головного мозга и церебральная гемодинамика у спортсменов при сочетании когнитивной и физической нагрузки // Физиология человека. – 2019. – Т. 45. – № 2. – С. 58–69.
4. Кузнецов, О. Ю., Петрова, Г. С. Физиологические основы стимуляции активности интеллектуальной деятельности студентов средствами физического воспитания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 357–362.
5. Смирнов, С. Д. Показатели интеллектуального потенциала студентов как предикторы успешности обучения в вузе // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2014. – № 3. – С. 19–41.
6. Фекличева, И. В., Чипеева, Н. А., Захаров, И. М., Масленникова, Е. П., Исматуллина, В. И. Взаимосвязь физической активности и функциональной связанности мозга // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 19. – № 4. – С. 50–59.
7. Фекличева, И. В., Чипеева, Н. А., Захаров, И. М., Исматуллина, В. И. Масленникова, Е. П., Табуева, А. О., Солдатова, Е. Л., Малых, С. Б. Взаимосвязь интеллекта и функциональной связанности мозга в состоянии покоя // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13. – № 3. – С. 65–79.
8. Álvarez-Bueno, C., Pesce, C., Cavero-Redondo, I., Sánchez-López, M., Martínez-Hortelano, J. A., & Martínez-Vizcaíno, V. The Effect of Physical Activity Interventions on Children's Cognition and Metacognition: A Systematic Review and Meta-Analysis // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2017. – Vol. 56. – No. 9. – P. 729–738. – DOI:10.1016/j.jaac.2017.06.012
9. Angevaren, M., Vanhees, L., Wendel-Vos, W., Verhaar, H. J. J., Aufdemkampe, G., Aleman, A., & Verschuren, W. M. M. Intensity, but not duration, of physical activities is related to cognitive function // European Journal of Cardiovascular Prevention & Rehabilitation. – 2007. – Vol. 14. – No. 6. – Pp. 825–830. – DOI:10.1097/HJR.0b013e3282ef995b
10. Ardoy, D. N., Fernández-Rodríguez, J. M., Jiménez-Pavón, D., Castillo, R., Ruiz, J. R., Ortega, F. B. A physical education trial improves adolescents' cognitive performance and academic achievement: the EDUFIT study // Scandinavian journal of medicine & science in sports. – 2014. – Vol. 24. – No. 1. – DOI:10.1111/sms.12093
11. Cox, E. P., O’Dwyer, N., Cook, R., Vetter, M., Cheng, H. L., Rooney, K., & O’Connor, H. Relationship between physical activity and cognitive function in apparently healthy young to middle-aged adults: A systematic review // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2016. – Vol. 19. – No 8. – Pp. 616–628. – DOI:10.1016/j.jsams.2015.09.003
12. de Nys, L., Anderson, K., Ofosu, E. F., Ryde, G. C., Connelly, J., & Whittaker, A. C. The effects of physical activity on cortisol and sleep: A systematic review and meta-analysis // Psychoneuroendocrinology. – 2022. – Vol. 143. – DOI:10.1016/j.psyneuen.2022.105843
13. Gavelin, H. M., Dong, C., Minkov, R., Bahar-Fuchs, A., Ellis, K. A., Lautenschlager, N. T., Mellow, M. L., Wade, A. T., Smith, A. E., Finke, C., Krohn, S., & Lampit, A. Combined physical and cognitive training for older adults with and without cognitive impairment: A systematic review and network meta-analysis of randomized controlled trials // Ageing research reviews. – 2021. – Vol. 66. – DOI:10.1016/j.arr.2020.101232
14. Gomez-Pinilla, F., & Hillman, C. The influence of exercise on cognitive abilities // Comprehensive Physiology. – 2013. – Vol. 3. – No. 1. – Pp. 403–428. –DOI:10.1002/cphy.c110063
15. Haverkamp, B. F., Wiersma, R., Vertessen, K., van Ewijk, H., Oosterlaan, J., & Hartman, E. Effects of physical activity interventions on cognitive outcomes and academic performance in adolescents and young adults: A meta-analysis // Journal of sports sciences. – 2020. – Vol. 38. – No 23. – Pp. 2637–2660. – DOI:10.1080/02640414.2020.1794763
16. Larson, C. How Exercise Impacts the Brain and Cognition. Biology and Microbiology Graduate Students Plan B Research Projects. – South Dakota State University, 2020. – 22 p.
17. Lees, C., Hopkins, J. Effect of aerobic exercise on cognition, academic achievement, and psychosocial function in children: a systematic review of randomized control trials // Preventing chronic disease. – 2013. – Vol. 10. – DOI:10.5888/pcd10.130010
18. Lubans, D., Richards, J., Hillman, C., Faulkner, G., Beauchamp, M., Nilsson, M., Kelly, P., Smith, J., Raine, L., & Biddle, S. Physical activity for cognitive and mental health in youth: A systematic review of mechanisms // Pediatrics. – 2016. – Vol. 138. – No 3. DOI:10.1542/peds.2016-1642
19. O’Callaghan, F., O’Callaghan, M., Williams, G., Bor, W., & Najman, J. Physical activity and intelligence: A causal exploration // Journal of Physical Activity and Health. – 2012. – Vol. 9. – No 2. – Pp. 218–224. – DOI:10.1542/peds.2016-1642
20. Pontifex, M. B., McGowan, A. L., Chandler, M. C., Gwizdala, K. L., Parks, A. C., Fenn, K., & Kamijo, K. A primer on investigating the after effects of acute bouts of physical activity on cognition // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Vol. 40. – Pp. 1–22. –DOI:10.1016/j.psychsport.2018.08.015
21. Sanders, L. M. J., Hortobágyi, T., Karssemeijer, E. G. A., Van der Zee, E. A., Scherder, E. J. A., & van Heuvelen, M. J. G. Effects of low-and high-intensity physical exercise on physical and cognitive function in older persons with dementia: a randomized controlled trial // Alzheimer's research & therapy. – 2020. – Vol. 12. – No 28. – Pp. 1–15. –DOI:10.1186/s13195-020-00597-3
22. Sember, V., Jurak, G., Kovač, M., Morrison, S. A., & Starc, G. Children's Physical Activity, Academic Performance, and Cognitive Functioning: A Systematic Review and Meta-Analysis // Frontiers in public health. – 2020. – Vol. 8. – P. 307. –DOI:10.3389/fpubh.2020.00307
23. Sepdanius, E., Harefa, S. K., Indika, P. M., Effendi, H., Rifki, M. S., & Afriani, R. Relationship between Physical Activity, Stress and Sleep Quality and Emotional Intelligence // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. – 2023. – Vol. 11. – No 1. – Pp. 224–232.
24. Silva, R. M. F., Mendonça, C. R., Azevedo, V. D., Memon, A. R., Silva Noll, P. R. E., & Noll, M. Barriers to high school and university students’ physical activity: A systematic review // PLoS ONE. – 2022. – Vol. 17. – No 4. – DOI:10.1371/journal.pone.0265913
25. Zhai, X., Ye, M., Gu, Q., Huang, T., Wang, K., Chen, Z., & Fan, X. The relationship between physical fitness and academic performance among Chinese college students // Journal of American College Health. – 2022. – Vol. 70. – No 2. – Pp. 395–403. –DOI:10.1080/07448481.2020.175164
Рецензия
Для цитирования:
Тихомиров Р.В., Гузь С.М. Влияние физической нагрузки различной интенсивности на когнитивные способности студентов. Образование и саморазвитие. 2024;19(3):165-180. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.12. EDN: VGZRNE
For citation:
Tikhomirov R., Guz S. The Effect of Physical Activity of Varying Intensity on Students’ Cognitive Abilities. Education and Self-Development. 2024;19(3):165-180. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.12. EDN: VGZRNE