Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Динамика взаимосвязи ментальных структур и эффективности саморегуляции положительных состояний в ходе учебных занятий студентов

https://doi.org/10.26907/esd.19.3.10

EDN: ONMOQK

Аннотация

В данной статье приведены результаты исследования, которое посвящено динамике изменений положительных психических состояний в ходе учебной деятельности студентов высшего учебного заведения, их взаимосвязи с ментальными структурами и эффективностью саморегуляции состояний. Взаимосвязи ментальных структур (рефлексивных, смысловых, системы Я) с положительными психическими состояниями исследовались и впоследствии анализировались в ходе учебного занятия (начало занятия, середина, где прослеживается пик активности студентов, и конец занятия). Целью исследования был анализ взаимосвязи структур сознания с эффективностью саморегуляции положительных состояний в динамике учебной деятельности студентов. Исследование особенностей психических состояний и эффективности их саморегуляции осуществлялось в ходе выполнения студентами группового задания на семинарском занятии. В работе использовались известные методики диагностики ментальных структур и психических состояний, а также специально разработанный инструментарий изучения эффективности саморегуляции и выраженности положительных состояний. Выявлено, что к середине учебного занятия интенсивность положительных состояний усиливается, а к завершению – происходит снижение активности переживаний студентов. Показана связь положительных состояний с активностью ментальных структур на занятии и высоким уровнем эффективности саморегуляции. Обнаружено, что эффективность саморегуляции состояний в начале занятия связана со смысловыми структурами, в середине – со смысловыми структурами и с самооценкой, в конце занятия особое значение приобретают рефлексивные структуры. Полученные результаты обладают новизной и могут быть использованы для разработки методов актуализации и поддержания положительных состояний в ходе учебной деятельности.

Об авторах

А. О. Прохоров
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Александр О. Прохоров

Казань, Россия



А. В. Климанова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Алла В. Климанова

Казань, Россия



А. В. Чернов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Альберт В. Чернов

Казань, Россия



Список литературы

1. Артищева, Л. В. Личноcтные корреляты ментальной регуляции cоcтояний cтудентов // Образование и саморазвитие. – 2017. – Т. 12. – № 1. – С. 34–44. – DOI:10.26907/esd12.1.03

2. Водопьянова, Н. Е., Густелева, А. Н. Смысложизненные ориентации и актуальные смысловые состояния, препятствующие синдрому выгорания // Психология психических состояний. – Казань: Отечество, 2009. – Вып. 7. – С. 315–342.

3. Дикая Л. Г. Социально-психологические и личностные аспекты саморегуляции функционального состояния человека // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – Вып. 4. – С. 163–182.

4. Калацкая, Н. Н., Прохоров, А. О., Юсупов, М. Г. Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек // Образование и саморазвитие. – 2023. – Т. 18. – № 1. – С. 135–150. – DOI:10.26907/esd.18.1.10

5. Калинин, В. С., Чернов, А. В. Особенности смысложизненных состояний студентов. / Психология психических состояний: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 24-25 февраля 2022г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. М. Г. Юсупова, А. В. Чернова. – Казань: Казанский университет, 2022. – Вып. 16. – 570 с. – С. 227–233.

6. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424 с.

7. Карташева, М. И. Роль системы "Я" в структуре ментальной регуляции психических состояний в процессе учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 1(124). – С. 162–174. – DOI:10.20323/1813-145X-2022-1-124-162-174

8. Климанова, А. В. Ментальная регуляция положительных психических состояний в повседневных и напряжённых ситуациях учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 6(135). – С. 120–131. – DOI:10.20323/1813-145X_2023_6_135_120

9. Козьмина, Л. Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1(17). – С. 193–197.

10. Конопкин, О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вестник практической психологии образования. – 2012. – Т. 9. – №. 4. – С. 97–101.

11. Леонова, А. Б. Системная методология анализа механизмов регуляции функциональных состояний работающего человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю. П. Зинченко, В. И. Моросановой. СПб.: Нестор-История, 2020. – С. 37–65.

12. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (2-е изд.). – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

13. Моросанова, В. И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю. П. Зинченко, В. И. Моросановой. СПб.: НесторИстория, 2020. – С. 11–37.

14. Назаров, А. Н., Прохоров, А. О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. – Казань: Казанский университет, 2018. – С. 361–364.

15. Осницкий, А. К. Саморегуляции в разных видах активности человека // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. – 2021. – №. 1. – С. 43–47.

16. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 1993. – 32 с.

17. Прохоров, А. О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. – 2020. – Том 41. – № 1. – С. 5–18. – DOI:10.31857/S020595920007852-3

18. Прохоров, А. О. Смысловая регуляция психических состояний. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 352 с.

19. Прохоров, А. О., Чернов, А. В. Рефлексивная регуляция психических состояний – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 191 с.

20. Прохоров, А. О., Юсупов, М. Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / Под ред. А.О. Прохорова. – Казань: Казанский университет, 2011. – С. 277–288.

21. Фахрутдинова, Л. Р. Системный подход к исследованию переживаний человека // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 828 с. – С. 115–120.

22. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 720 с.

23. Bandura, A. On deconstructing commentaries regarding alternative theories of selfregulation // Journal of Management. – 2015. – Vol. 41. – No. 4. – Рp. 1025–1044. – DOI:10.1177/0149206315572826

24. Baumeister, R. F., Schmeichel, B. J., Vohs, K. D. Self-regulation and the executive function: The self as controlling agent // Social psychology: Handbook of basic principles. – New York: Guilford, 2007. – Vol. 2. – Pp. 516–539.

25. Beer, N., Moneta, G.B. Adaptive metacognitive self-regulation and functional resilience-related assets in the midst of challenging tasks: A qualitative analysis // Psychology of Self-Regulation. Chapter 1 / V. Barkoukis (Ed.). NOVA Science Publishers. – 2012. – P. 1–37.

26. Berger, A. Self-regulation: Brain, cognition, and development. – American Psychological Association, 2011. – 224p. – DOI:10.1037/12327-000

27. Cowen, A., Keltner, D. Self-report captures 27 distinct categories of emotion bridged by continuous gradients // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. – 2017. – Vol. 114. – No. 38. – Рp. e7900-e7909. –DOI:10.1073/pnas.1702247114

28. Fields, E., Kuperberg, G. Dynamic Effects of Self-Relevance and Task on the Neural Processing of Emotional Words in Context // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 6. – DOI:10.3389/fpsyg.2015.02003

29. Flavell, J. H. Metacognitive Development // Structural Process Theories of Complex Human Behavior / J. M. Scandura, C. J. Brainerd (Eds.). Alphenaan den Rijn: Sijthoff and Noordhoff, 1978. – P. 213–245.

30. Ledoux, J, Brown, R. A higher-order theory of emotional consciousness. // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2017. – Vol. 114. – No. 38. – e2016-e2025. – DOI:10.1073/pnas.1619316114

31. Mitmansgruber, H. When you don’t like what you feel: Experiential avoidance, mindfulness and meta-emotion in emotion regulation // Personality and Individual Differences. – 2009. – Vol. 46. – No. 4. – Р. 448–453. – DOI:10.1016/j.paid.2008.11.013

32. Morosanova, V. I., Bondarenko, I. N., Fomina, T. G. Conscious Self-regulation, Motivational Factors, and Personality Traits as Predictors of Students’ Academic Performance: A Linear Empirical Model // Psychology in Russia: State of the Art. – 2022. – Vol. 15. – No. 4. – Pp. 170–187. – DOI:10.11621/pir.2022.0411

33. Morosanova, V. I., Fomina, T. G., Bondarenko, I. N. Conscious Self-Regulation as a Meta-Resource of Academic Achievement and Psychological Well-Being of Young Adolescents. // Psychology in Russia: State of the Art. – 2023. – Vol. 16. – No. 3. – Pp. 168–188. – DOI:10.11621/pir.2023.0312

34. Zhang, Q. Miao, L., He, L., Wang, H. The Relationship between Self-Concept and Negative Emotion: A Moderated Mediation Model. International journal of environmental research and public health. – 2022. – Vol. 19. – No. 16. – DOI:10.3390/ijerph191610377


Рецензия

Для цитирования:


Прохоров А.О., Климанова А.В., Чернов А.В. Динамика взаимосвязи ментальных структур и эффективности саморегуляции положительных состояний в ходе учебных занятий студентов. Образование и саморазвитие. 2024;19(3):134-148. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.10. EDN: ONMOQK

For citation:


Prokhorov A., Klimanova A., Chernov A. Dynamics of the Relationship of Mental Structures and the Effectiveness of Self-regulation of Positive States in Students’ Learning Activities. Education and Self-Development. 2024;19(3):134-148. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.3.10. EDN: ONMOQK

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)