Динамика карьерных ориентаций будущих педагогов: результаты межвузовского исследования
https://doi.org/10.26907/esd.19.3.09
EDN: OCPHDY
Аннотация
Одной и причин дефицита педагогических кадров в самых разных странах мира является проблема привлечения в школу молодых кадров и их скорый отказ от профессии. Данная ситуация актуализирует вопросы изучения мотивационных оснований выбора педагогической профессии. Отслеживанию изменений в предпочтениях профессионального выбора студентов служит мониторинг их карьерных ориентаций на разных этапах обучения.
Цель исследования: изучение динамики карьерных ориентаций студентов – будущих учителей в вузах различных типов за трехлетний период обучения.
В качестве метода повторного исследования использовалась методика определения карьерных ориентаций Э. Шейна (в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер). Был проведен анализ учебных планов вузов для определения особенностей организации учебного процесса.
С помощью анкетирования выявлены социально-демографические и мотивационно-профессиональные характеристики студентов. 504 студента 3 курса, обучающиеся по программам педагогического образования в шести университетах разного типа, которые уже принимали участие в первом этапе исследования в 2022 году, стали участниками данного исследования.
Анализ полученных данных позволил выявить сохранение у студентов ведущих карьерных ориентаций (служения, стабильности места работы и интеграции стилей жизни). Установлено сближение показателей карьерных ориентаций у студентов разных вузов.
Об авторах
Р. А. ВалееваРоссия
Роза А. Валеева
Казань, Россия
Г. Г. Парфилова
Россия
Гульфия Г. Парфилова
Казань, Россия
Ф. М. Кремень
Россия
Фаина М. Кремень
Смоленск, Россия
С. А. Кремень
Россия
Сергей А. Кремень
Смоленск, Россия
Л. Г. Пак
Россия
Любовь Г. Пак
Оренбург, Россия
Н. А. Иванищева
Россия
Надежда А. Иванищева
Оренбург, Россия
Л. А. Кочемасова
Россия
Любовь А. Кочемасова
Оренбург, Россия
А. П. Еремина
Россия
Анастасия П. Еремина
Оренбург, Россия
И. Д. Демакова
Россия
Ирина Д. Демакова
Москва, Россия
Е. И. Адамян
Россия
Елена И. Адамян
Москва, Россия
Л. И. Адамян
Россия
Луиза И. Адамян
Москва, Россия
О. И. Михайленко
Россия
Ольга И. Михайленко
Нальчик, Россия
Р. Х. Багова
Россия
Римма Х. Багова
Нальчик, Россия
Г. Н. Скударева
Россия
Галина Н. Скударева
Орехово-Зуево, Россия
М. Н. Усцева
Россия
Мария Н. Усцева
Орехово-Зуево, Россия
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. – М.: Издательство Мысль, 1991. – 299 с.
2. Адлейба, С. Школы высчитывают дефицит учителей. – 2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6253994 (дата обращения: 25.07.2024)
3. Валеева, Р. А., Парфилова, Г. Г., Демакова, И. Д., Адамян, Е. И., Кремень, Ф. М., Кремень, С. А., Лесев, В. Н., Михайленко, О. И., Багова, Р. Х., Пак, Л. Г., Иванищева, Н. А., Кочемасова, Л. А., Еремина, А. П., Юсупова, Н. Г., Скударева, Г. Н. Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 3. – С. 169–186. – DOI:10.26907/esd.17.3.14
4. Голикова оценила нехватку педагогов в России. – 2023. URL: https://ria.ru/20231018/uchitelya-1903640426.html (дата обращения: 20.07.2024)
5. Егорова, У. Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. – Т. 19. – № 6. – С. 26–30.
6. Ефремкина, И. Н. Исследование динамики карьерных ориентаций, учебной мотивации, их взаимосвязи у студентов-бакалавров как условия формирования готовности к профессиональной мобильности // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 2(32). – С. 175–180.
7. Ковалева, А. В., Марусенко, Е. А. Изменение представлений о профессии у студентов-психологов // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Курск, 18–19 июня 2019 года. Отв. ред. С.И. Беленцов. – Курск: Курский государственный университет, 2019. – С. 201–203.
8. Кремень, С. А., Кремень, Ф. М. Ценностные основания выбора педагогической профессии // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2023. – Т. 21. – № 4. – С. 77–93. – DOI:10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-77-93.
9. Куликова, О. А., Колосова, О. А., Антоненко, И. В., Бегичева, О. Л. Карьерные ориентации студентов в кризисный период // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. – № 1А. – С. 211–218.
10. Медведева, С. А., Кондрашихина, О. А. Психологические особенности профессионального становления личности студентов-психологов разных курсов обучения // Гуманитарнопедагогическое образование. – 2020. – Т. 6. – № 1. – С. 92–99.
11. Морозова, А. С., Найденова, Е. В. Исследование изменений карьерных ориентаций у студентов психологического направления // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2022. – Т. 20. – № 2. – С. 15–27. – DOI:10.21702/ncpb.2022.2.2.2
12. Плотникова, Н. Н. Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – № 4. – С. 98–102.
13. Сидорова, М. В. Карьерные ориентации студентов на разных этапах профессионального обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2023. – № 3(96). – С. 103–106.
14. Снегова, Е. В. Психологическое исследование ценностных и карьерных ориентаций студентов вуза социального профиля // Вестник социальной политики. – 2022. – Т. 1. –№ 2. – С. 26–38. – DOI: 10.56817/27825302_2022_1_2_26
15. Соловьева, Н. А. К вопросу о динамике изменений карьерных ориентаций у будущих государственных служащих // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 7. – С. 40–42.
16. Цариценцева, О. П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг (монография) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 6. – С. 73–74. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=571
17. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2006. – 172 c.
18. Юртаева, Н. И. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15. – № 1. – С. 300–306.
19. Bandura, A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986. – 640 p.
20. Bergmark, U., Lundström, S., Manderstedt, L., Palo, A. Why become a teacher? Student teachers’ perceptions of the teaching profession and motives for career choice // European Journal of Teacher Education. 2018. – Vol. 41. – No. 3. – Pp. 266–281. – DOI:10.1080/02619768.2018.1448784
21. Carver-Thomas, D., Darling-Hammond, L. Teacher turnover: Why it matters and what we can do about it. Palo Alto, CA: Learning Policy Institute, 2017. – 60 p. URL: https://learningpolicyinstitute.org/product/teacher-turnover-report (дата обращения: 25.07.2024)
22. Felaco, C., Zammitti, A., Marcionetti J., Parola, A. Career Choices, Representation of Work and Future Planning: A Qualitative Investigation with Italian University Students // Societies. – 2023. – Vol. 13. – No. 10. – Art. 225. – DOI:10.3390/soc13100225
23. Gorard, S., Maria Ventista, O., Morris, R., See, B. H. Who wants to be a teacher? Findings from a survey of undergraduates in England // Educational Studies. – 2023. – Vol. 49. – No. 6. – Pp. 914–936. https://doi.org/10.1080/03055698.2021.1915751
24. Houdyshell, M.E. Teaching as a career choice: A case study on the perceptions of emerging teachers // Journal of Culture and Values in Education. – 2019. – Vol. 2. – No. 2. – Pp. 21–37. – DOI:10.46303/jcve.02.02.2
25. Izadinia, M. A Review of Research on Student Teachers’ Professional Identity // British Educational Research Journal. – 2013. – Vol. 39. – No. 4. – Pp. 694–713. –DOI:10.1080/01411926.2012.679614
26. Lent, R. W., Brown, S. D., Hackett, G. Toward a Unifying Social Cognitive Theory of Career and Academic Interest, Choice, and Performance // Journal of Vocational Behavior. – 1994. – Vol. 45. – No. 1. – Pp. 79–122. – DOI:10.1006/jvbe.1994.1027
27. Nyamwange, J. Influence of Student’s Interest on Career Choice among First Year University Students in Public and Private Universities in Kisii County, Kenya // Journal of Education and Practice. – 2016. – Vol. 7. – No. 4. – Pp. 96–102. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1092415.pdf
28. Pfarrwaller, E., Maisonneuve, H., Laurent, C., Abbiati, M., Sommer, J., Baroffio, A., Haller, D.M. Dynamics of Students’ Career Choice: a Conceptual Framework–Based Qualitative Analysis Focusing on Primary Care // Journal of General Internal Medicine. – 2024. – Vol. 39. – No. 9. – Pp. 1544–1555. – DOI:10.1007/s11606-023-08567-9
29. Richardson, P. W., Watt, H. M. G. Factors influencing teaching choice: Why do future teachers choose the career? / In J. Loughran & M. L. Hamilton (Eds.), International handbook of teacher education. Singapore: Springer, 2016. – Vol. 2. – Pp. 275–304.
30. Savickas, M. L., Nota, L., Rossier, J., Dauwalder, J.-P., Duarte, M. E., Guichard, J., Soresi, S., Van Esbroeck, R., Van Vianen, A. E. M. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century // Journal of Vocational Behavior. – 2009. – Vol. 75. – No. 3. – Pp. 239–250. – DOI:10.1016/j.jvb.2009.04.004
31. See, B. H., Munthe, E., Ross, S. A., Hitt, L., El-Soufi, N. Who becomes a teacher and why? // Review of Education. – 2022. – Vol. 10. – No. 3. – e3377. – DOI:10.1002/rev3.3377
32. Schein, E. H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st century // Academy of Management Executive. – 1996. – Vol. 10. – No. 4. – Pp. 80–88.
33. Sibieta, L. The teacher labour market in England: Shortages, subject expertise and incentives. Education Policy Institute, 2018. – 40 p. – URL: https://epi.org.uk/wp-content/uploads/2018/08/EPI-Teacher-Labour-Market_2018.pdf
34. Sinclair, C. Initial and changing student teacher motivation and commitment to teaching // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2008. – Vol. 36. – No. 2. – Pp. 79–104. – DOI:10.1080/13598660801971658
35. Sutcher, L., Darling-Hammond, L., Carver-Thomas, D. Understanding teacher shortages: An analysis of teacher supply and demand in the United States // Education Policy Analysis Archives. – 2019. – Vol. 27. – Art. 35. – DOI:10.14507/epaa.27.3696
36. UNESCO Institute for Statistics. The World needs almost 69 million new teachers to reach the 2030 Education goals. – 2016. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000246124 (дата обращения: 12.07.2024)
37. Xiong, S. Exploring How Student Teachers' Motivation Change in Free Teacher Education Program // Proceedings of the 2020 4th International Conference on Deep Learning Technologies, 2020. – Pp. 75–83. – DOI:10.1145/3417188.3417204
38. Yanishevskaya, M.A. The Deficits of Students’ Orientation in Solving Proportion Problems, as Revealed through Task Modifications // Psychology in Russia: State of the Art. – 2023. – Vol. 16. – No. 3. – Pp. 30–41. – DOI:10.11621/pir.2023.0303
Рецензия
Для цитирования:
Валеева Р.А., Парфилова Г.Г., Кремень Ф.М., Кремень С.А., Пак Л.Г., Иванищева Н.А., Кочемасова Л.А., Еремина А.П., Демакова И.Д., Адамян Е.И., Адамян Л.И., Михайленко О.И., Багова Р.Х., Скударева Г.Н., Усцева М.Н. Динамика карьерных ориентаций будущих педагогов: результаты межвузовского исследования. Образование и саморазвитие. 2024;19(3):114-133. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.09. EDN: OCPHDY
For citation:
Valeeva R., Parfilova G., Kremen F., Kremen S., Pak L., Ivanishcheva N., Kochemasova L., Eremina A., Demakova I., Adamyan E., Adamyan L., Mikhailenko O., Bagova R., Skudareva G., Ustseva M. Dynamics of Career Orientations of Student Teachers: Interuniversity Study Results. Education and Self-Development. 2024;19(3):114-133. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.3.09. EDN: OCPHDY