Цифровой образовательный контент для современного урока: технология экспертизы качества
https://doi.org/10.26907/esd.19.3.08
EDN: MZIPFX
Аннотация
Электронные обучающие системы (ЭОС) остаются предметом пристального внимания исследователей. Неотъемлемой и наиболее ответственной частью ЭОС является цифровой образовательный контент – ключевой элемент как дистанционного, так и очного общего и профессионального образования. Оценка его качества для экспертного сообщества – деликатный вопрос, сложность которого обусловлена субъективностью экспертизы. Подойти к его решению с новой позиции позволяют современные средства автоматизации, развиваемые в рамках парадигмы искусственного интеллекта.
Цель статьи состоит в представлении результатов предварительного исследования подходов к повышению точности и объективности экспертизы качества цифрового образовательного контента за счет частичной автоматизации экспертных процедур. Ведущими методами исследования являются анализ, экспертиза, моделирование, констатирующий эксперимент, описание.
В результате представлено теоретическое обоснование автоматизации экспертизы качества цифрового образовательного контента как нового междисциплинарного направления научных исследований, поставлены задачи, определены цели, методы, представлены первые результаты, полученные в рамках данного направления. Показано, что целью развития этого направления будет формирование расширенного описания процесса экспертизы качества цифрового образовательного контента, включая предложения по экспертным процедурам, реализуемым только средствами автоматизации, описание информационной модели экспертизы и интерпретации результатов автоматической экспертизы.
Новизна полученных результатов заключается в формировании теоретических основ автоматического анализа качества цифрового образовательного контента, в получении принципиально нового качества оценочных процедур контента ЭОС, опирающегося на объективные и измеримые качественные характеристики и показатели, формализованные этапы (процессы) экспертизы, количественно квалифицируемые результаты оценивания.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. БосовРоссия
Алексей В. Босов
Москва, Россия
Н. Л. Селиванова
Россия
Наталия Л. Селиванова
Москва, Россия
Ю. Ю. Пустыльник
Россия
Юлия Ю. Пустыльник
Москва, Россия
Список литературы
1. Босов, А. В. Применение самоорганизующихся нейронных сетей к процессу формирования индивидуальной траектории обучения // Информатика и её применения. – 2022. – Т. 16. – №3. – С. 7–15. – DOI:10.14357/19922264220302
2. Босов, А. В., Иванов, А. В. Технология классификации типов контента электронного учебника // Информатика и её применения. – 2022. – Т. 16. – № 4. – С. 63–72. – DOI:10.14357/19922264220410
3. Босов, А. В., Иванов, А. В. Технология многофакторной классификации математического контента электронной системы обучения // Информатика и ее применения. – 2023. – Т. 17. – № 4. – С. 32–41. – DOI:10.14357/19922264230405
4. Босов, А. В., Мартюшова, Я. Г., Наумов, А. В. Выбор направлений оценивания качества электронных средств обучения для организации учебного процесса вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 2. – С. 54–63. – DOI:10.15293/1813-4718.2202.05
5. Босов, А. В., Мартюшова, Я. Г., Наумов, А. В. Особенности формирования контента электронных учебников на основе дидактических принципов их конструирования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1. – № 4 (85). – С. 34–45.
6. Босов, А. В., Мартюшова, Я. Г., Наумов, А. В., Сапунова, А. П. Байесовский подход к построению индивидуальной траектории пользователя в системе дистанционного обучения / // Информатика и ее применения. – 2020. – Т. 14. – № 3 – С. 89–96. – DOI:10.14357/19922264200313
7. Босов, А. В., Мхитарян, Г. А., Наумов, А. В., Сапунова, А. П. Использование модели гаммараспределения в задаче формирования ограниченного по времени теста в системе дистанционного обучения // Информатика и ее применения. – 2019. – Т.13. – № 4. – С. 11–17. – DOI:10.14357/19922264190402
8. Власова, Ю. Ю. Использование педагогом социальных сетей в воспитании школьников // Образование и саморазвитие. – 2021. – Т. 16. – № 3. – С. 278–288. – DOI:10.26907/esd.16.3.24
9. Власова, Ю. Ю., Пустыльник, М. Л., Вержбицкая, С. В. Воспитательный потенциал бренда образовательной организации // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1. – № 1(74). – С. 125–142.
10. Иванова, Е. О. Электронный учебник – предметная информационно-образовательная среда самостоятельной работы учащихся // Образование и наука. – 2015. – № 5(124). – С. 118–128. – DOI:10.17853/1994-5639-2015-5-118-128
11. Иванова, Е. О., Осмоловская, И. М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2014. – 190 с.
12. Иванова, Е. О., Осмоловская, И. М., Шабалин, Ю. Е. Конструирование учебников для реализации процесса обучения в информационно-образовательной среде: монография. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. – 188 с.
13. Киселева, Е. В. Педагогическая экспертиза процесса воспитания в образовательной организации : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Киселева Елена Васильевна. – М., 2020. – 270 с.
14. Конасова, Н. Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования. – СПб: КАРО, 2023. – 208 c.
15. Лыгина, Н. И., Лауферман, О. В. Качество учебных материалов: проектирование, использование, оценка // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 27. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/64PDMN120.pdf (дата обращения: 20.08.2024).
16. Мартюшова, Я. Г. Сценарный подход к разработке и использованию электронного учебника в вузе // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 6. – С. 45–55. – DOI:10.17759/pse.2017220604
17. Мартюшова, Я. Г. Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1. – № 5(54). – С. 151–165.
18. Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов / Под ред. Ю.Ю. Пустыльник, И.И. Трубиной, Е.В. Чмыховой. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 160 с.
19. Соловьев, А. В., Кривцов, В. Е. Моделирование компетентности экспертов // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2019. – № 3. – С. 32–39. – DOI:10.14357/20718594190304
20. Степанов, П. В., Круглов, В. В., Степанова, И. В., Черкашин, Е. О., Шустова, И. Ю., Парфенова, И. С., Селиванова, Н. Л., Нуруллова, А. Ю. Научно-методические рекомендации для педагогов образовательных организаций о возможностях и рисках использования цифровых технологий в развитии личности школьника / Под ред. П.В. Степанова. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 98 с.
21. Суховиенко, Е. А. Электронный учебник: конструирование, обучение, диагностика : монография. – Челябинск: Образование, 2005. – 148 с.
22. Сычев, О. А., Денисов, М. Е. Метод автоматического конструирования учебных упражнений для электронных обучающих систем // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2024. – № 1. – С. 38–51. – DOI:10.14357/20718594240104
23. Трубина, И. И., Пустыльник, Ю. Ю. Искусственный интеллект в российской школе: монография. – М.: Педагогический поиск, 2023. – 144 с.
24. Bosov, A. V. Adaptation of Kohonen's Self-Organizing Map to the Task of Constructing an Individual User Trajectory in an E-Learning System // Data Science and Algorithms in Systems. CoMeSySo 2022. Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – Vol. 597. – P. 554–564. – DOI:10.1007/978-3-031-21438-7_44
25. Bosov, A. V., Ivanov, A. V. Two Approaches to E-Book Content Classification // Artificial Intelligence Application in Networks and Systems. Proceedings of 12th Computer Science Online Conference (CSOC 2023). – 2023. – Vol. 3. – P. 77–87. – DOI:10.1007/978-3-031-35314-7_6
26. Kiseleva, E. V., Selivanova, N. L., Kiselev, N. N. Pedagogical expert assessment of character building process // EEIA 2018 – International Conference “Education Environment for the Information Age” / S. K. Lo (Ed.). – European Publisher, 2018. – 888 p. – P. 301–308. – DOI:10.15405/epsbs.2018.09.02.35
27. Kiseleva, E. V., Kiselev, N. N., Selivanova, N. L. Construction of the concept of developmental pedagogical expertise of education process // EEIA 2019 – International Conference “Education Environment for the Information Age”. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS / S. K. Lo (Ed.). – Vol. LXIX. – European Publisher, 2019. – 1054 p. – P. 416–423. – DOI:10.15405/epsbs.2019.09.02.48
28. Mkhitaryan, G., Kibzun, A., Martyushova, Y., Zharkov, E. Interdisciplinary Aspects of Development and Software Implementation of Electronic Textbooks for Students of Technical Universities // Communications in Computer and Information Science. – 2020. – Vol. 1201. – P. 110–120. – DOI:10.1007/978-3-030-46895-8_9
29. Rasch, G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. – Chicago: The University of Chicago Press, 1980. – 186 p.
30. Selivanova, N. L., Stepanov, P. V., Kruglov, V. V., Parfyonova, I. S. Risks of Modern Digital Environment Hindering the Implementation of Upbringing Programs // ARPHA Proceedings 4: TSNI 2021 – Textbook: focus on students' national identity / Tareva, Е., Bokova, T. (Eds.). – Sofia: ARPHA Proceedings, 2021. – 1150 p. – P. 766–779. – URL: https://ap.pensoft.net/article/22085/download/pdf/550004 (дата обращения 01.09.2024).
31. Shisharina, N., Ivantsova, N., Romm, T., Selivanova, N., Podlinyaev, O. Hygienic Evaluation Of Innovative Educational Technologies // European proceedings of social and behavioural sciences (EpSBS) : II International Scientific and Practical Conference / Shamne, N. L., Cindori, S., Malushko, E. Yu., Larouk, O., Lizunkov, V. G. (Eds.). – Vol. 99. – European Publisher, 2020. – 1040 p. – P. 839–847. – DOI:10.15405/epsbs.2020.12.04.96
32. Van der Linden, W. J. A Lognormal Model for Response Times on Test Items // Journal of Educational and Behavioral Statistics. – 2006. – Vol. 31. – No. 2. – P. 181–204.
Рецензия
Для цитирования:
Босов А.В., Селиванова Н.Л., Пустыльник Ю.Ю. Цифровой образовательный контент для современного урока: технология экспертизы качества. Образование и саморазвитие. 2024;19(3):98-113. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.08. EDN: MZIPFX
For citation:
Bosov A., Selivanova N., Pustylnik Yu. Digital Educational Content for a Modern Lesson: Quality Assessment Technology. Education and Self-Development. 2024;19(3):98-113. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.3.08. EDN: MZIPFX