Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Нравственный идеал современного ребенка: педагогическое сопровождение выбора

https://doi.org/10.26907/esd.19.3.07

EDN: MIWFNK

Аннотация

Цель исследования: на основе изучения и анализа нравственных идеалов современных подростков определить факторы, влияющие на определение этих идеалов, и особенности педагогического сопровождения нравственного выбора школьников. Ведущие методы представлены авторскими опросниками «Мой идеал», «Прошел год», «Диагностика готовности подростков к саморазвитию». В общей сложности исследованием (2017–2023 гг.) было охвачено 3443 подростка 11–14 лет. Кроме опросных методов авторами проводилась многолетняя опытная работа.
В результате исследования выявлено, что, прогнозируя свой идеал, дети ориентируются на личности, которые являются успешными, умными, целеустремленными, добрыми, талантливыми и готовыми к преодолению препятствий на пути достижения цели; качества, представляющие собой ценность в представляемом идеале, несколько разнятся у подростков из сельской и городской местности, что важно учитывать при организации сопровождения выбора; в качестве примеров для подражания подростки называют тиктокеров, блогеров, стримеров, ютуберов, программистов, геймеров, киберспортсменов, что демонстрирует активное влияние виртуального пространства на нравственный выбор подрастающего поколения.
Определено влияние факторов (интеллектуального, мотивационного, эмоционального, волевого, предметно-практического, экзистенциального и фактора саморегуляции), которые позволяют человеку сформировать своё представление о нравственном идеале. Выявлены риски формирования недостойных ценностных ориентиров и нереалистичного, идеального представления о себе. Сформулирован вывод о целесообразности педагогического сопровождения процесса нравственного выбора, ориентированного на осознание ребёнком взаимосвязи между моральными установками и результатами жизнедеятельности.

Об авторах

Л. В. Байбородова
Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского
Россия

Людмила В. Байбородова

Ярославль, Россия



И. В. Иванова
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Ирина В. Иванова

Калуга, Россия



М. И. Рожков
Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий
Россия

Михаил И. Рожков

Москва, Россия



Список литературы

1. Апаликова, Д. Д. Изучение процесса воспитания морально-нравственных ценностей у современных подростков с учетом роли образовательных учреждений // Вестник науки. – 2023. – Т. 4. – №10(67). – С. 130–141.

2. Апатенко, Я. Н. Психолого-педагогические условия духовно-нравственного опосредования мироощущения современных подростков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. –2017. – № 1(41). – С. 237–244.

3. Багдасарян, В.Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизованного возрождения. – Ярославль: ООО «СПК», 2022. – 256 с.

4. Божович, Л. И., Славина, Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 1979. – 96 с.

5. Гребенюк, О. С., Рожков, М. И. Общие основы педагогики: учебник для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

6. Дружинин, В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 135 с.

7. Иванова, И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Социально-политические исследования. – 2021. –№3(12). – С.100–115.

8. Ланге, Н. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодёжи // Наука, образование и культура. – 2019. – № 9(43). – С. 30– 33.

9. Патрикеева, Э. Г., Калинина, Т. В. Воспитание морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения // Концепт. – 2019. – №7. – С. 10–23.

10. Рожков, М. И, Иванова, И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – №1(118). – С. 37–47. – DOI:10.20323/1813-145X-2021-1-118-37-47

11. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Ленинград.: ЛГУ, 1990. – 359 с.

12. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.

13. Cheng, H. A Critical Review of Chinese Theoretical Research on Moral Education Since 2000 // ECNU Review of Education. – 2019. – No. 2. – Pp. 561–580.

14. Dewey, J. Self-Realization as the Moral Ideal // The Philosophical Review. – 1893. – No. 2(6). – Pp. 652–664.

15. Kohlberg, L., Levine, C., Hewer, A. (1983). Moral stages: A current formulation and a response to critics: Contributions to Human Development. – Basel-New York: Karger, 1983. – 180 p.

16. Harré, R. The analysis of episodes. The context of social psychology. – London. Academic Press, 1972. – 293 p.

17. Maosen, L., Taylor, M. J., Shaogang, Y. Moral education in Chinese societies: Changes and challenges // Journal of Moral Education. – 2004. – Vol. 33. – No. 4. – Pp. 405–428.

18. Qashmer, A. Moral Identity in Adolescence // Journal of Education and Practice. – 2020. –Vol. 11. – No. 9. – P. 79–82.

19. Wang, Y., Yue, X. The Relationship Between Moral Ideals and Education // Asian Journal of Social Science Studies. – 2020. – Vol. 5. – No. 2. – Pp. 10-16.

20. Zhang, S. Analysis on the Formation Mechanism of Young People’s Moral Ideal // 6th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. (Philosophy of Being Human as the Core of Interdisciplinary Research)(ICCESSH 2021). – Atlantis Press, 2021. – P. 61–65.


Рецензия

Для цитирования:


Байбородова Л.В., Иванова И.В., Рожков М.И. Нравственный идеал современного ребенка: педагогическое сопровождение выбора. Образование и саморазвитие. 2024;19(3):84-97. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.07. EDN: MIWFNK

For citation:


Bayborodova L., Ivanova I., Rozhkov M. The Moral Ideal of Modern Children: Support for Choice. Education and Self-Development. 2024;19(3):84-97. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.3.07. EDN: MIWFNK

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)