Роль наглядного материала в понимании и усвоении содержания англоязычных лекций по химии иностранными студентами
https://doi.org/10.26907/esd.20.1.14
EDN: XQJLFC
Аннотация
Подготовка квалифицированных специалистов при обучении иностранных граждан в вузах России требует решения ряда проблем, сопутствующих преподаванию специальных дисциплин данной категории обучающихся. В рамках представленной работы в условиях билингвального образования исследовалась проблема низкого уровня понимания и усвоения иностранными студентами медицинского университета содержания устного лекционного материала по химии, выраженного средствами английского языка. В исследовании участвовали контрольная и экспериментальная группы иностранных студентов. В процессе констатирующего эксперимента обеим группам предлагалось оценить уровень понимания содержания устного текста лекции по химии на английском языке и выраженность интереса к изучаемому предмету в течение времени лекционного занятия, а затем рассчитывался уровень усвоения ими содержания лекции. В результате была обнаружена проблема резкого снижения уровня понимания устного англоязычного учебного материала учащимися в течение занятия, а также выявлен низкий уровень усвоения содержания лекции. С целью повышения уровней понимания и усвоения содержания англоязычных лекций по химии иностранными студентами автором разработан сопутствующий лекциям наглядный материал и предложено его использование в качестве инструмента решения выявленной проблемы. Правильность выдвинутой гипотезы была подтверждена экспериментально. Показано, что использование наглядного материала повышает уровень понимания и усвоения содержания иностранными студентами устного лекционного материала, выраженного средствами иноязычной речи.
Об авторе
И. А. ШтоббеРоссия
Ирина А. Штоббе
Барнаул
Список литературы
1. Белохвостов, А. А., Конюшко Т. А. Методические особенности обучения иностранных студентов химическим дисциплинам // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. − 2013. − C. 162−164.
2. Блонский, П. П. Память и мышление. − М.: URSS, 2007. − 204 с.
3. Выготский, Л. С. Педология школьного возраста. − М.: Канон-плюс, 2022. − 319 c.
4. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии. − М.: URSS, 2023. − 328 c.
5. Гаршин, А. П. Проблема и опыт создания учебных пособий по химии для обучения иностранных учащихся в российских вузах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. − 2009. − № 83. − C. 170−178.
6. Динь, Т. Т. А. Особенности мотивации к обучению студентов разных национальностей // Гуманизация образования. − 2016. − № 4. − C. 110−115.
7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. − Санкт-Петербург: Питер, 2000. − 512 c.
8. Килина, А. В. Изучение мотивации к обучению у иностранных студентов // Студент − Исследователь − Учитель. − 2020. − C. 634−640.
9. Котлова, Л. И. Формирование информационно-обучающего контента по химии для подготовительных курсов для иностранных слушателей // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33298. - DOI:10.17513/spno.33298
10. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). − М.: МЗ-Пресс, 2004. − 67 c.
11. Полева, Е. А. Особенности и современные трудности преподавания химии для студентов технических вузов // Гуманитарный научный вестник. − 2021. − № 7. − С. 43−46. − DOI:10.5281/zenodo.5158561
12. Полосин, Н. Н. Высшее образование в Российской Федерации и за рубежом: сравнительный анализ моделей организации и оценка взаимовлияния // Профессиональное образование в России и за рубежом. − 2021. − № 1(41). − C. 176−182.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Курс лекций. − М.: АСТ, 2020. − 959 c.
14. Усова, А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Пособие по спецкурсу. − Челябинск: ЧГПИ, 1986. − 88 c.
15. Фомина, Е. Е. Обзор методов оценки надежности измерительной шкалы в социологических исследованиях // Экономика. Социология. Право. − 2018. − № 4(12). − C. 63−70.
16. Штоббе, И. А., Ахметов М. А. Учебно-методическое пособие по химии для билингвального обучения иностранных студентов // Педагогический ИМИДЖ. – 2023. – Т. 17. - № 4(61). – С. 497−512. − DOI:10.32343/2409-5052-2023-17-4-497−512
17. Эльконин, Б. Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций. − М.: НП «Авторский Клуб», 2022. − 344 с.
18. Appel, J., LaFleche, K. Exploring the Elements that Support Student Motivation to View PreRecorded Lecture Content in Physiology and Related Health Sciences // Physiology. − 2024. − Vol. 39. - No. S1. − DOI:10.1152/physiol.2024.39.S1.1522
19. Dursun, F., Maviş Sevim, Ö. Receiving Education in a Different Country: Challenges Encountered by Foreign Students and Proposed Solutions // Acta Educationis Generalis. − 2022. − Vol. 12. - No. 2. − Pp. 140−162. − DOI:10.2478/atd-2022-0018
20. Hademenos, G., Heires, N., Young, R. Teaching Science to Newcomers // The Science Teacher. − 2004. − Vol. 71. - No. 2. − Pp. 27−31.
21. Navaneedhan, C. G. Visual, Auditory and Kinesthetic Approach to Enhance the Information Processing Ability in Teaching Learning Teaching Chemistry // International Educational EJournal. − 2015. − Vol. IV. - No. 1.- Pp. 61−66.
22. Samway, K. D., Pease-Alvarez, L., Alvarez, L. Supporting Newcomer Students: Advocacy and Instruction for English Learners. − New York, NY: TESOL Press, 2020. – 336 p.
23. Suslova, V. Socio-Psycological Factors Regulating the Learning Motivation in Foreign Students // Diogenes. − 2019. − Vol. 27. - No. 1. − Pp. 33−47. - DOI:10.54664/fzmb4740
24. Wallace, S. Equitable Chemistry Education for Language Learners: An Exploration of Light and Matter // Collaborative Teachers Education. − 2020. − URL:https://charlotteteachers.org/wp-content/uploads/2021/01/S_Wallace_CTI_CU.pdf
25. Winarti, A., Almubarak, A., Saadi, P. Visual learning style-based chemistry mental model representation through transformative online learning // Journal of Physics. Conf. Ser. 2104 (2021) 012023. − 2021. − DOI:10.1088/1742-6596/2104/1/012023
Рецензия
Для цитирования:
Штоббе И.А. Роль наглядного материала в понимании и усвоении содержания англоязычных лекций по химии иностранными студентами. Название журнала на русском. 2025;20(1):200-215. https://doi.org/10.26907/esd.20.1.14. EDN: XQJLFC
For citation:
Shtobbe I. Role of Visual Aids for Understanding and Assimilation of Chemistry Lectures Content in English Language by Foreign Students. Title. 2025;20(1):200-215. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.1.14. EDN: XQJLFC