Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Психологические компоненты просоциальной направленности личности студентов и их изменения в процессе обучения в вузе

https://doi.org/10.26907/esd.20.1.13

EDN: WDEXML

Аннотация

В системе профессиональной подготовки специалистов психологических специальностей важным является процесс формирования у будущих психологов не только профессиональных компетенций, но и таких составляющих профессионального сознания, как личностная готовность к профессиональной деятельности в системе образования, формирование профессиональной субъектности, мировоззрения и просоциальных качеств. Различные аспекты просоциального поведения широко исследованы в зарубежной и российской научных школах: это формы просоциальной активности; альтруизм и эмпатия; просоциальная направленность в педагогической деятельности; просоциальная мотивация и др. При этом в большинстве научных исследований мало изучена включенность в модель просоциального поведения психологических компонентов личности специалистов. Поэтому цель исследования заключается в том, чтобы определить состав и содержание психологических компонентов просоциальной направленности личности студентов, отследить динамику изменений этих компонентов в процессе обучения в вузе. Методами исследования выступили: методы математической статистики, корреляционный анализ, факторный анализ по методу главных компонентов на базе статистической программы SPSS 23. Выборку исследования составили студенты психологического и психолого-педагогического направления подготовки (N = 106). В результате исследования на основе факторного анализа были выделены группы психологических компонентов просоциальной направленности и определены их содержательные изменения в процессе обучения. Результаты исследования могут применяться при реализации образовательных программ и проведении учебной супервизии студентов по формированию профессионально значимых качеств.

Об авторах

И. И. Лушпаева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Ирина И. Лушпаева

Казань



Д. Г. Хаматвалеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Динара Г. Хаматвалеева

Казань



Список литературы

1. Ерошенкова, Е. И. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию // Научный результат. Сер. Педагогика и психология образования. – 2019. – Т.5. – №2. – С. 3–16. – DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1.

2. Ефремова, М. В., Бульцева, М. А. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 107–126. – DOI:10.17759/sps.2020110107

3. Жуковская, Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82–93.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов вузов – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 509 с.

5. Корнилова, Т. В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. - № 1. – С. 74–86.

6. Кухтова, Н. В., Доморацкая Н. В. Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2011. – 49 с. https://rep.vsu.by/handle/123456789/2579

7. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2008. – 18 с.

8. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 1981. – Т.14. – № 1. – С. 14–22.

9. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Издательство: Питер, 2012. – 224 с.

10. Свенцицкий, А. Л., Казанцева, Т. В. Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2015. – №2. – С. 45–55.

11. Смольникова, Л. В. Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному поведению: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Томск: 2006. – 27 с.

12. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Прокофьева, Т. Ю., Кравцова, О. А. Психодиагностика толерантности личности: практическое пособие. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.

13. Aronson, E. (2003). Drifting my own way: Following my nose and my heart. In R. J. Sternberg (Ed.), Psychologists defying the crowd: Stories of those who battled the establishment and won (pp. 3–31). American Psychological Association. – DOI:10.1037/10483-001

14. Bower, A. A., Casas, J. F. What parents do when children are good: Parent reports of strategies for reinforcing early childhood prosocial behaviors // Journal of child and family studies. – 2016. – Vol. 25. – No. 4. – Pp. 1310 – 1324. – DOI:10.1007/s10826-015-0293-5

15. Cialdini, R. B. Basic social influence is underestimated Psychological Inquiry. – 2005. – Vol. 16. – No. 4. – Pp. 158 – 161. – DOI:10.1207/s15327965pli1604_03

16. Donius, M. A. H. Instrumental caring inventory: The development of an instrument measuring caring as a three-dimensional construct. PhD dissertation (Education). Columbia, Teachers College Columbia University, 1994. – 224 p.

17. Hardy, S. A. Identity as a source of prosocial motivation in young adulthood: dis.... doctor of philosophy. – Lincoln, Nebraska, 2005. – 105 р.

18. Paola, N. R. Developing altruism and empathy in ecuadorian college students: impact of a mandatory service-learning course: dis. … doctor of education. – Boston, 2005. – 110 р.

19. Zethren, K. E. A two-dimensional model of cognitive empathy: An empirical study // PhD dissertation (Philosophy). – LA: University of Southern California, 2002. – 126 р.


Рецензия

Для цитирования:


Лушпаева И.И., Хаматвалеева Д.Г. Психологические компоненты просоциальной направленности личности студентов и их изменения в процессе обучения в вузе. Название журнала на русском. 2025;20(1):184-199. https://doi.org/10.26907/esd.20.1.13. EDN: WDEXML

For citation:


Lushpaeva I., Khamatvaleeva D. Psychological components of prosocial orientation of students' personality and their changes during the process of studying at the university. Title. 2025;20(1):184-199. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.1.13. EDN: WDEXML

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)