Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Развитие адаптационного потенциала участников СВО в условиях универсального дизайна обучения в системе дополнительного профессионального образования

https://doi.org/10.26907/esd.20.1.12

EDN: VNKFRR

Аннотация

Обучение участников специальной военной операции (СВО) в системе дополнительного профессионального образования – одна из актуальных проблем в условиях современной геополитической ситуации. Построение процесса обучения в условиях универсального дизайна обучения (УДО) обеспечивает доступность и открытость образовательного процесса для участников СВО как благоприятный фактор развития адаптационного потенциала этой категории обучающихся. Цель данного исследования – определить и обосновать эффективность развития адаптационного потенциала участников СВО в условиях УДО в процессе дополнительного профессионального образования. Базой исследования выступил ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». В опросе приняли участие слушатели программы дополнительного профессионального образования «Военно-спортивная подготовка: теория и методика педагогической работы» (252 ч.) в количестве 51 человек. Использованы следующие методы диагностики: 1) нестандартизированный опросник оценок условий организации образовательного процесса в условиях универсального дизайна обучения; 2) тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана (Zverkov & Eydman, 2024); 3) тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (Leontyev, 2000); 4) шкала удовлетворённости жизнью Э. Динер (Diener et al., 1985); 5) нестандартизированный опросник проактивного поведения. Результаты диагностики показали, что обучение в условиях УДО в процессе дополнительного профессионального образования способствовало повышению адаптационного потенциала участников СВО.

Об авторах

Е. А. Кукуев
Тюменский государственный университет
Россия

Евгений А. Кукуев

Тюмень



Д. З. Ахметова
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)
Россия

Дания З. Ахметова

Казань



Л. Н. Гладкова
Тюменский государственный университет
Россия

Любовь Н. Гладкова

Тюмень



И. Г. Морозова
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП)
Россия

Илона Г. Морозова

Казань



Список литературы

1. Алехина, С. В. Самсонова, Е. В., Шеманов, А. Ю., Мельник, Ю. В., Карпенкова, И. В., Бушме лев, М. Е., Золина, М. В., Марцинкевич, Н. А., Куденкова, М. Н., Шабатина, Ю. А., Филако ва, Е. М., Казакова, С. В., Базанова, А. В., Рыбина, И. В., Лысова, Т. А., Корзинкина, К. А., Малахова, О. Н., Хрянина, Т. Н., Рожкова, Е. В. Модель и технология универсального ди зайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе: методические рекомендации для учителей, специалистов психолого педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций. – Москва: МГППУ, 2020. – 176 c.

2. Ахметова, Д. З. Колледж как субъект кластера инклюзивных образовательных организа ций // Инклюзивное профессиональное образование: Сборник материалов Всероссий ского совещания / под ред. Т. Ю. Макаровой – Москва: Изд. «Национальный институт инноваций». – 2018. – C. 10–15.

3. Ахметова, Д. З., Морозова, И. Г. Поликультурная компетентность педагога как одно из условий эффективности реализации инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72(1). – С. 20–22.

4. Баксанова, Д. Р., Обедин, А. Н., Карпов, С. М. Состояние психического здоровья участников военно-боевых действий // Военная и тактическая медицина, медицина неотложных состояний. – 2022. – № 4(7). – С. 18–20. – DOI: 10.55359/2782-3296.2022.93.64.004

5. Богомолов, А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. – 2008. – Т. 13. – № 1. – С. 67–73.

6. Валеева, Р. А. Основные тенденции развития теории и практики гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX в.) // Филология и культура. – 2003. – № 1. – С. 71–79.

7. Волосникова, Л. М., Федина, Л. В. Инклюзивное совершенство: новая модель университета в XXI веке на основе универсального дизайна обучения // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28. – № 6. – С. 24–32. – DOI: 10.17759/pse.2023280602

8. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; переводчик А. Б. Гофман. – 4-е изд., испр. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 307 с.

9. Ермолаева, А. В. Психологические особенности личности военнослужащего – участника боевых действий // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 5. – № 1.

10. Зверьков, А. В., Эйдман, Е. В. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции». – URL: https://psylist.net/praktikum/00417.htm (дата обращения: 04.11.2024).

11. Караяни, А. Г., Караяни, Ю. М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Психология. Психофизиология. – 2014. – Т. 7. – № 4. – C. 59–66.

12. Кукуев, Е. А. Универсальный дизайн обучения в программе образования участников СВО / Е. А. Кукуев // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: педагогические технологии и практики обучения взрослых : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 24–25 апреля 2024 года. – Москва: ООО "А-Приор", 2024. – С. 180–185.

13. Лаврентьева, З. И., Лаврентьева, О. А. Универсальный дизайн как способ организации воспитательного пространства инклюзивной школы // Известия ВГПУ. – 2020. – №1. – C. 85–88.

14. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

15. Нигматов, З. Г. Гуманистические концептуальные идеи инклюзивного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 7-2.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 669 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». – URL: https://base.garant.ru/406822595/ (дата обращения: 20.12.2024).

17. Снедков, В. Е., Литвинцев, С. В., Нечипоренко, В. В., Лыткин, В. М. Медико-психологические последствия боевой психической травмы: клинико-динамические и лечебно-реабилитационные аспекты // Современная психиатрия. – 1998. – Т. 1. – № 1-1998. – С. 21–25.

18. Сорокин, П. С. Самостоятельность и проактивное поведение. – Москва: Эгитас, 2022.

19. Табашникова, Н. А., Филатова, Т. П., Салдина, И. В., Харлова, А. Г. Социально-психологическая реабилитация участников боевых действий c посттравматическими стрессовыми расстройствами // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 9(14). – C. 158–161.

20. Титиевский, C. В., Воеводина, В. С., Гостюк, И. М., Черепков, В. Н., Побережная, Н. В. Психологическая резилентность при психических расстройствах у участников боевых действий // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2023. – № 1(61). – С. 29–36.

21. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/

22. Якушкин, Н. В. Личностные особенности и степень посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий в Афганистане // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 2. – С. 99–105.

23. Andrewartha, L., Harvey, A. Supporting Military Veterans in Australian Higher Education // Journal of Veterans Studies. – 2019. – Vol. 4. – No. 1. – Pp. 94–109. – DOI: 10.21061/jvs.v4i1.82

24. Belanger, B., Steele, A., Philhower, K. Tailoring Higher Education Options for Smaller Institutions to Meet Veterans’ Needs: Enhancing Inclusion in Higher Education: Practical Solutions by Veterans for Veterans // Journal of Veterans Studies. – 2021. – Vol. 7. – No. 1. – Pp. 138–147. – DOI: 7.138.10.21061/jvs.v7i1.229

25. Cable, G., Cathcart, D., Almond, M. The Case for Veteran-Friendly Higher Education in Canada and the United Kingdom // Journal of Veterans Studies. – 2021. – Vol. 7. – No. 1. – Pp. 46–54. – DOI: 7.46.10.21061/jvs.v7i1.225

26. Capp, M. J. The effectiveness of universal design for learning: A meta-analysis of literature between 2013 and 2016 // International Journal of Inclusive Education. – 2017. – Vol. 21. – No. 8. – Рp. 791–807. – DOI: 10.1080/13603116.2017.1325074

27. CAST Universal Design for Learning Guidelines version 3.0. 2024. – URL: https://udlguidelines.cast.org (accessed: 20.11.2024).

28. Diener, E., Emmons, R., Larsen, R., Griffin, S. The satisfaction with life scale // Journal of Personality Assessment. – 1985. – No. 49. – Pp. 71–75. – DOI: 10.1207/s15327752jpa4901_13

29. Kranke, D., Weiss, E., Brown, J. Student Veterans with Invisible Disabilities: AccommodationSeeking in Higher Education// Journal of Veterans Studies. – 2017. – No. 2(2):45. – DOI: 10.21061/jvs.15

30. Moodley, D. Universal Design for Learning and writing centres in South African higher education // Perspectives in Education. – 2024. – Vol. 42. – Pp. 15–30. – DOI: 10.38140/pie.v42i2.7830


Рецензия

Для цитирования:


Кукуев Е.А., Ахметова Д.З., Гладкова Л.Н., Морозова И.Г. Развитие адаптационного потенциала участников СВО в условиях универсального дизайна обучения в системе дополнительного профессионального образования. Название журнала на русском. 2025;20(1):167-183. https://doi.org/10.26907/esd.20.1.12. EDN: VNKFRR

For citation:


Kukuev E., Akhmetova D., Gladkova L., Morozova I. Development of Adaptive Potential in SMO Participants using Universal Design for Learning in the System of Additional Vocational Education. Title. 2025;20(1):167-183. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.1.12. EDN: VNKFRR

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)