Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Академическая вовлеченность: осмысление понятия

https://doi.org/10.26907/esd.20.1.11

EDN: TKMAZX

Аннотация

Актуальность изучения академической вовлеченности вызвана тем, что от отношения студентов к учебе, их усердия в образовательной деятельности, активности на занятиях зависит качество подготовки специалиста. Анализ литературы показал, что данное понятие недостаточно изучено. Цель работы состоит в исследовании уровня научного интереса к феномену академической вовлеченности в среде отечественных и зарубежных ученых. В качестве метода исследования был выбран библиометрический анализ научно-информационного поля актуальных психолого-педагогических публикаций. Аналитическая работа осуществлялась с применением крупнейших в мире реферативно-библиографических и наукометрических баз хранения и поиска качественного научного контента «Web of Science», «Scopus», а также отечественного информационно-аналитического портала «eLIBRARY». В результате была определена степень научной разработанности феномена академической вовлеченности и выявлены зарубежные и отечественные подходы к ее изучению, структуре и формированию. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям и администрации вуза для эффективного планирования и организации учебно-воспитательного процесса вуза.

Об авторах

Н. Н. Калацкая
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Наталья Н. Калацкая

Казань



Р. А. Валеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Валеева Роза Алексеевна - Доктор педагогических наук, профессор,  заведующий кафедрой педагогики 
Института психологии и образования 

Казань



О. В. Полякова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Оксана В. Полякова

Казань



Д. Д. Сунгатуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Диляна Д. Сунгатуллина

Казань



Л. А. Латыпова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Лилия А. Латыпова

Казань



А. Ф. Сиразеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

 Альбина Ф. Сиразеева

Казань



Ю. Н. Горелова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Юлия Н. Горелова

Казань



Список литературы

1. Большакова, О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 136-139.

2. Гарькин, В. П., Столярова, И. Е. Динамика учебно-познавательной активности студентов [Электронный ресурс] // Социологические исследования. – 2000. – № 12. – С. 70-74. – URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/12-2000/009.GARKIN.pdf

3. Крылова, А. Г. Успеваемость студентов экономических специальностей и статистическая оценка факторов, на нее влияющих [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 6. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/14688 (дата обращения: 20.02.2025).

4. Лапшов, В. А., Власова, Е. В., Пономарева, Н. П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) // Социологические исследования. – 1999. – № 4. – С. 132-134.

5. Малошонок, Н. Г. «Студенческая вовлеченность» как социальное явление: теория и методология исследования : дис. ... канд. соц. наук: 22.00.01 / Малошонок Наталья Геннадьевна. – М., 2014. – 232 с.

6. Собкин, В. С., Ткаченко, О. В., Федюнина, А. В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. – 2005. – № 1. – С. 304-321.

7. Терентьев, Е. А., Груздев, И. А., Горбунова, Е. В. Суд идет: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. – 2015. – № 2. – С. 129-151. – DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-129-151

8. Эфендиев, А. Г., Дудина, О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. – 1997. – № 9. – С. 41-56.

9. Amerstorfer, C. M., Freiin von Münster-Kistner, C. Student Perceptions of Academic Engagement and Student-Teacher Relationships in Problem-Based Learning // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 1-18. – DOI: 10.3389/fpsyg.2021.713057

10. Appleton, J. J., Christenson, S. L., Kim, D., Reschly, A. L. Measuring cognitive and psychological engagement: Validation of the Student Engagement Instrument // Journal of School Psychology. – 2006. – Vol. 44. – No. 5. – P. 427–445. – DOI: 10.1016/j.jsp.2006.04.002

11. Archambault, I., Janosz, M., Fallu, J.-S., Pagani, L. S. Student engagement and its relationship with early high school dropout // Journal of Adolescence. – 2009. – Vol. 32. – No. 3. – P. 651-670. – DOI: 10.1016/j.adolescence.2008.06.007

12. Astin, A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. – 1984. – Vol. 40. – No. 5. – Р. 518-529. – URL:https://www.researchgate.net/publication/220017441_Student_Involvement_A_Development_Theory_for_Higher_Education

13. Baily, C. HE Student Engagement: What insights into the concerns around issues of student engagement can be provided by taking a new approach and investigating student engagement through (adaptive) models of employee engagement. – 2010. – URL: https://srhe.ac.uk/arc/conference2010/abstracts/0193.pdf

14. Bowden, J. L. H., Tickle, L., Naumann, K. The four pillars of tertiary student engagement and success: a holistic measurement approach // Studies in Higher Education. – 2019. – Vol. 46. – No. 6. – Р. 1207-1224. – DOI: 10.1080/03075079.2019.1672647

15. Carini, R. M., Kuh, G. D., Klein, S. P. Student Engagement and Student Learning: Testing the Linkages // Research in Higher Education. – 2006. – Vol. 47. – No. 1. – P. 1-32. – DOI: 10.1007/s11162-005-8150-9

16. Chickering, A. W., Gamson, Z. F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education // New Directions for Teaching and Learning. – 2006. – Vol. 1991. – No. 47. – P. 63-69. – DOI: 10.1002/tl.37219914708

17. Christenson, S. L., Reschly, A. L. Check & Connect: Enhancing school completion through student engagement / B. Doll, W. Pfohl, J. Yoon (Eds.) // Handbook of Youth Prevention Science. – New York: Routledge-Taylor and Francis, 2010. – Р. 327-334.

18. Coates, H. A model of online and general campus-based student engagement // Assessment & Evaluation in Higher Education. – 2007. – Vol. 32. – No. 2. – Р. 121-141. – DOI: 10.1080/02602930600801878

19. Coates, H. The value of student engagement for higher education quality assurance // Quality in Higher Education. – 2005. – Vol. 11. – No. 1. – Р. 25-36. – DOI: 10.1080/13538320500074915

20. Finn, J. D. Withdrawing From School // Review of Educational Research. – 1989. – Vol. 59. – No. 2. – P. 117-142. – DOI: 10.3102/00346543059002117

21. Fredricks, J. A., Blumenfeld, P. C., Paris, A. H. School Engagement: Potential of the Concept, State of the Evidence // Review of Educational Research. – 2004. – Vol. 74. – No. 1. – P. 59-109. – DOI: 10.3102/00346543074001059

22. Handelsman, M. M., Briggs, W. L., Sullivan, N., Towler, A. A Measure of College Student Course Engagement // The Journal of Educational Research. – 2005. – Vol. 98. – No. 3. – P. 184-192. – DOI: 10.3200/JOER.98.3.184-192

23. Jimerson, S. R., Campos, E., Greif, J. L. Toward an Understanding of Definitions and Measures of School Engagement and Related Terms // Contemporary School Psychology. – 2003. – No. 8. – Р. 7-27. – DOI: 10.1007/BF03340893

24. Kuh, G. D. Assessing What Really Matters to Student Learning Inside The National Survey of Student Engagement // Change: The Magazine of Higher Learning. – 2001. – Vol. 33. – No. 3. – P. 10-17. – DOI: 10.1080/00091380109601795

25. Kuh, G. D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual Framework and Overview of Psychometric Properties. Bloomington, IN: Indiana University Center for Postsecondary Research, 2001. – URL: https://www.srhe.ac.uk/conference2010/abstracts/0193.pdf

26. Kuh, G. D. What Student Affairs Professionals Need to Know About Student Engagement // Journal of College Student Development. – 2009. – Vol. 50. – No. 6. – P. 683-706. – DOI: 10.1353/csd.0.0099

27. Kuh, G. D. What Student Engagement Data Tell Us About College Readiness // Peer Review. – 2007. – Vol. 9. – No. 1. – P. 4-8. – URL: https://hdl.handle.net/2022/24379

28. Marks, H. M. Student Engagement in Instructional Activity: Patterns in the Elementary, Middle, and High School Years // American Educational Research Journal. – 2000. – Vol. 37. – No. 1. – P. 153-184. – DOI: 10.3102/00028312037001153

29. National Survey of Student Engagement (NSSE) Experiences that Matter: Enhancing Student Learning and Success. Bloomington, IN: Indiana Center for Postsecondary Research. – 2007. – 60 p. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED512620.pdf

30. Pascarella, E. College environmental influences on learning and cognitive development: A critical review and synthesis // Higher Education: Handbook of theory and research (Vol. 1). – New York: Agathon, 1985. – P. 1-61.

31. Pascarella, E. T., Seifert, T. A., Blaich, C. How Effective are the NSSE Benchmarks in Predicting Important Educational Outcomes? // Change: The Magazine of Higher Learning. – 2010. – Vol. 42. – No. 1. – P. 16-22. – DOI: 10.1080/00091380903449060

32. Reschly, A. L., Christenson, S. L. Jingle, jangle, and Conceptual Haziness: Evolution and Future Directions of the Engagement Construct / S. Christenson, A. L. Reschly, C. Wylie (Eds.) // Handbook of Research on Student Engagement. – MA, Boston: Springer, 2012. – P. 3-21. – DOI: 10.1007/978-1-4614-2018-7_1

33. Reschly, A. L., Christenson, S. L. Prediction of Dropout Among Students With Mild Disabilities: A Case for the Inclusion of Student Engagement Variables // Remedial and Special Education. – 2006. – Vol. 27. – No. 5. – Р. 276-292. – DOI: 10.1177/07419325060270050301

34. Ryan, J. F. Institutional Expenditures and Student Engagement: a Role for Financial Resources in Enhancing Student Learning and Development? // Research in Higher Education. – 2005. – Vol. 46. – No. 2. – P. 235-249. – DOI: 10.1007/s11162-004-1601-x

35. Skinner, E. A., Kindermann, T. A., Furrer, C. J. A Motivational Perspective on Engagement and Disaffection: Conceptualization and Assessment of Children’s Behavioral and Emotional Participation in Academic Activities in the Classroom // Educational and Psychological Measurement. – 2009. – Vol. 69. – No. 3. – Р. 493-525. – DOI: 10.1177/0013164408323233

36. Terenzini, P. T., Reason, R. D. Rethinking Between-College Effects on Student Learning: A New Model to Guide Assessment and Quality Assurance / R. Yamada (Ed.) // Measuring Quality of Undergraduate Education in Japan. – Singapore: Springer, 2014. – P. 59-73. – DOI:1007/978-981-4585-81-1_4

37. Tinto, V. Classrooms as Communities: Exploring the Educational Character of Student Persistence. The Journal of Higher Education. – 1997. – Vol. 68. – No. 6. – Р. 599-623. – DOI: 10.1080/00221546.1997.11779003


Рецензия

Для цитирования:


Калацкая Н.Н., Валеева Р.А., Полякова О.В., Сунгатуллина Д.Д., Латыпова Л.А., Сиразеева А.Ф., Горелова Ю.Н. Академическая вовлеченность: осмысление понятия. Название журнала на русском. 2025;20(1):151-166. https://doi.org/10.26907/esd.20.1.11. EDN: TKMAZX

For citation:


Kalatskaya N., Valeeva R., Polyakova O., Sungatullina D., Latypova L., Sirazeeva A., Gorelova Yu. Academic Engagement: Сonceptualizing the Notion. Title. 2025;20(1):151-166. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.1.11. EDN: TKMAZX

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)