Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Цели обучения русскому языку младших школьников из семей мигрантов

https://doi.org/10.26907/esd.20.1.09

EDN: RBBMHM

Аннотация

В связи с активными миграционными процессами во многих современных школах обучаются дети мигрантов, плохо владеющие языком принимающей страны. Такие учащиеся нуждаются в языковой адаптации. Исследование направлено на конструирование целей обучения русскому языку детей мигрантов в начальных классах школы для формирования русскоязычной составляющей билингвальной языковой личности. На первом этапе исследования на основе контент-анализа научной литературы и ФГОС НОО была произведена выборка целей обучения детей русскому / родному / неродному языку, с помощью методов синтеза и систематизации были выделены основные цели. На втором этапе применялся метод наблюдения для определения того, какое отражение выделенные цели находят в образовании. Этот метод позволил получить сведения о процессе обучения детей мигрантов русскому языку в начальной школе. На третьем этапе был использован метод категориально-системной методологии «Порядок следования целей», который в сочетании с результатами предыдущих этапов дал возможность представить многокомпонентную связь между целями, что стало основой для систематизации результатов и создания схемы, репрезентирующей цели обучения детей мигрантов русскому языку. Сверхцелью стало формирование русскоязычной составляющей билингвальной языковой личности, которое обеспечивается языковой адаптацией учащихся, включающей межличностную языковую, лингвокультурную, метапредметную языковую и психолого-языковую адаптации. Полученные результаты исследования расширяют представление о процессе обучения детей мигрантов в российской школе и могут стать основой для разработки содержания дополнительного курса по русскому языку как неродному.

Об авторе

Е. А. Железнякова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Елена А. Железнякова

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. – М.: Русский язык. Курсы, 2019. – 496 с.

2. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 288 с.

3. Андрюшина, Н. П., Битехтина, Г. А., Иванова, А. С. [и др.]. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. – М. – СПб.: Златоуст, 1999. – 36 с. – URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_189607702/Gosudarstvennyj.standart.Uroven.1.pdf

4. Боуш, Г. Д., Разумов, В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 227 с.

5. Быстрова, Е. А., Львова, С. И., Капинос, В. И. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.

6. Дроздова, О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 194 с.

7. Железнякова, Е. А. Моделирование системы обучения русскому языку как неродному детей младшего школьного возраста из семей мигрантов // Русистика. – 2023. – Т. 21. – № 4. – С. 474–487. – DOI: 10.22363/2618-8163-2023-21-4-474-487

8. Зимова, Н. С. Социальная адаптация трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2017. – Т. 2. – № 1. – С. 19–28. – DOI: 10.18334/migration.2.1.38391

9. Краева, А. А. Особенности организации обучения русскому языку в начальной школе иноязычных обучающихся // Филологическое образование в период детства. – 2019. – № 26. – С. 87–93.

10. Лысакова, И. П., Бережнова, Л. Н., Уша, Т. Ю. [и др.]. Технологии адаптации мигрантов. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 196 с.

11. Лысакова, И. П., Васильева, Г. М., Железнякова, Е. А. [и др.]. Основы методики обучения русскому языку как неродному / Под ред. И. П. Лысаковой. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 163 с.

12. Михеева, Т. Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов. – Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008. – 56 с.

13. Назыров, З. Ф., Ушакова, Н. И., Тростинская, О. Н., Копылова, Е. В. Лингвосоциокультурный центр как средство адаптации образовательных мигрантов // Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации. – Томск: «РАУШ МБХ», 2011. – С. 41–58.

14. Никитина, Е. Ю., Свиридова, А. В., Юздова, Л. П. Формирование у студентов педагогического направления комплекса релевантных компетенций для обучения детей-билингвов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 5. – С. 146–164. – DOI: 10.25588/CSPU.2019.46.57.011

15. Омельченко, Е. А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество: теория и практика в реалиях современной системы образования: диссертация … доктора исторических наук: 07.00.07 / Омельченко Елена Александровна; [Место защиты: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН]. – Москва, 2019. – 463 с. – URL: https://static.iea.ras.ru/obrazovanie_dissovet/Omelchenko/Текст%20докторской%20диссертации_Омельченко%20ЕА_8%20июля.pdf

16. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. – URL: https://consultant.ru/ (дата обращения: 06.04.2023).

17. Сабаткоев, Р. Б. Лингвометодические основы обучения русскому языку детей мигрантов в общеобразовательных школах Российской Федерации. – М.: Экон-информ, 2010. – 128 с.

18. Уша, Т. Ю. Интегративная методика обучения русскому языку в поликультурной школе. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 159 с.

19. Хамраева, Е. А. Достижение результатов ФГОС у детей мигрантов: коллективные формы обучения в поликультурной образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2013. – № 4. – С. 29–37.

20. Хамраева, Е. А., Шорина, Т. А., Ряузова, О. Ю., Железнякова, Е. А. Методическое руководство по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов и учащихся в полиэтнических регионах России / Под ред. И. П. Лысаковой, Е. А. Хамраевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – 120 с.

21. Azzolini, D., Schnell, P., Palmer, J. Educational Achievement Gaps between Immigrant and Native Students in Two “New Immigration Countries”: Italy and Spain in comparison // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2012. – Vol. 643. – No. 1. – Pp. 46–77. – DOI: 10.1177/0002716212441590

22. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment – Companion volume. – Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. – 276 p. – URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4

23. Integrate Ireland Language and Training and Southern Education and Library Board. Together Towards Inclusion: Toolkit for diversity in the primary school. – Dublin/Armagh: IILT/SELB, 2007. – 163 p.

24. Kamalova, L. A., Zakirova, V. G. Developing the Methodology for Effective Teaching of the Russian Language to Migrant Muslim Children // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13. – No. 12. – Pp. 7813–7821. – DOI:10.12973/ejmste/80719

25. Manoli, P., Mouti, A., Kantzou, V. Children with a Refugee and Migrant Background in the Greek Formal Education: A Study of Language Support Classes // Multilingual Academic Journal of Education and Social Sciences. – 2021. – Vol. 9. – No. 1. – Pp. 1–15. – DOI: 10.46886/MAJESS/v9-i1/7294

26. Schnepf, S. V. Immigrants’ educational disadvantage: an examination across ten countries and three surveys // Journal of Population Economics. – 2007. – Vol. 20. – Pp. 527–545. – DOI: 10.1007/s00148-006-0102-y

27. Toppelberg, C. O., Collins, B. A. Language, culture, and adaptation in immigrant children // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. – 2010. – Vol. 19. – No. 4. – Pp. 697–717. – DOI: 10.1016/j.chc.2010.07.003

28. Veselovskaya, T. S. Culture-related content in Russian language textbooks in the field of bilingual education // Proceedings of the VI International Forum on Teacher Education, Kazan, May 27 ‒ June 9. ARPHA Proceedings. – 2020. – Vol. 3. – Pp. 2715–2730. – DOI: 10.3897/ap.2.e2715

29. Wojniak, J., Orzel-Dereń K. Preschool and early school education of migrants and minorities in Poland. Teachers’ competences in the light of regulations and practice // SHS Web of Conferences (ERPA-2017). – 2017. – Vol. 37. – DOI: 10.1051/shsconf/20173701074


Рецензия

Для цитирования:


Железнякова Е.А. Цели обучения русскому языку младших школьников из семей мигрантов. Название журнала на русском. 2025;20(1):118-133. https://doi.org/10.26907/esd.20.1.09. EDN: RBBMHM

For citation:


Zhelezniakova E. The Purposes of Teaching Russian to Migrant Primary School Students. Title. 2025;20(1):118-133. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.1.09. EDN: RBBMHM

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)