Социокультурные основания для изучения русского языка и российской культуры африканскими студентами
https://doi.org/10.26907/esd.20.2.14
EDN: ZFLGNE
Аннотация
Отношения между Россией и Африкой сегодня выходят на новый качественный уровень. Одним из важнейших направлений сотрудничества становится экспорт российского образования и привлечение африканских студентов в российские вузы. Для решения данной задачи необходимо исследовать социокультурные основания, которые могут способствовать появлению интереса граждан государств Африки к изучению русского языка и познанию российской культуры. Цель данной публикации – выявить и обобщить социокультурные основания для изучения русского языка и российской культуры африканскими студентами. Методология и методика. Исследованием охвачены 170 респондентов, в число которых вошли студенты университетов республик Кот-д´Ивуар и Гана, разделенные на группы изучающих и не изучающих русский язык. В качестве контрольной группы выступили русскоговорящие граждане данных государств, имеющие русские корни либо обучавшиеся в российских университетах. Этика исследования включала добровольное участие респондентов в исследовании, их осознанное согласие, конфиденциальность и анонимность. В качестве методов социокультурного анализа применены: междисциплинарное теоретико-методологическое моделирование, контент-анализ, фокус-группа, анкетирование. Результаты. В исследовании определены ключевые социокультурные основания для изучения русского языка и русской культуры африканскими студентами. На основе полученных результатов обоснованы фундирующие позиции для разработки модели организации просветительской деятельности, направленной на популяризацию российского культурного кода на африканском континенте. Новизна и практическая значимость. Материалы исследования иллюстрируют возможности для расширения доступа студентов африканских университетов к изучению русского языка и российской культуры, открывающие перед ними перспективы продолжения образования в России. Выявленные социокультурные особенности нужд, склонностей и интересов обучающихся могут быть использованы для разработки моделей образовательной и просветительской деятельности России в Африке в целях формирования позитивного отношения граждан африканских государств к изучению русского языка и российской культуры.
Ключевые слова
Об авторах
И. Ю. ТархановаРоссия
Ирина Ю. Тарханова
Ярославль
Н. Н. Летина
Россия
Наталия Н. Летина
Ярославль
А. М. Ходырев
Россия
Александр М. Ходырев
Ярославль
Список литературы
1. Арефьев, А. Л., Максименко, А. Ф. Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ) // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2018. – № 3. – С. 409–435.
2. Арская, Ю. А. Продвижение русского языка за рубежом как инструмент «мягкой силы»: роль вузов в реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (на примере деятельности Иркутского государственного университета) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2017. – № 22. – С. 141–148.
3. Бондаренко, Д. М. Советский Союз и современная Россия: преемственность образов в сознании африканцев // Новые российские гуманитарные исследования. – 2007. – № 2. – С. 3–9.
4. Гапонова, Ж. К., Серогодская, А. А. Обучение студентов-африканцев русскому языку как иностранному в Центре открытого образования в Республике Кот-д’Ивуар // Педагогика и просвещение. – 2023. – № 4. – С. 136–151.
5. Гилемшина, А. Г. Дифференцированный подход при обучении иностранных учащихся русскому языку (на примере группы студентов из арабских стран) // Образование и саморазвитие. – 2018. – Т. 13. – № 4. – С. 53–61. – DOI: 10.26907/esd13.4.06
6. Злотникова, Т. С. Массовое сознание в философской традиции и в современных интерпретациях // Вопросы философии. – 2020. – № 10. – С. 46‒56. – DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒10-46-56
7. Зязиков, М. М. Русский язык и приоритеты государственной политики Российской Федерации в языковой сфере // Вестник Российской нации. – 2016. – № 4 (49). – С. 117–139.
8. Илихаму, Ш., Лия, Г. Этноориентированное обучение в системе методики преподавания РКИ // Kant. – 2021. –№ 2 (39). – С. 441–446.
9. Ильина, Е. А., Хрисанова, Е. Г., Данилова, Е. А., Никитина, А. В., Ильина, С. В. Анализ и оценка эффективности организационного и методического сопровождения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Шри-Ланки // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14. – № 6. – С. 258–275. – DOI: 10.15293/2658-6762.2406.11
10. Кузнецова, Н. Н. Виды освоения иноязычных слов как составляющая работы с иностранцами из стран Африки, изучающими русский язык // Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе. – 2023. – № 2. – С. 10–16.
11. Ларюэль, М. Мягкая сила России: источники, цели и каналы влияния // Russie. Nei. Visions. – 2021. – № 122. – 34 с.
12. Лю, Ч., Ли, Д. Тенденции и развитие преподавания русского языка в современном Китае // Интеграция образования. – 2024. – Т. 28. – № 4 (117). – С. 549–560. – DOI: 10.15507/1991-9468.117.028.202404.549-560
13. Масанджа, Э. Д. Социальная адаптация и социализация: проблемы адаптивного поведения африканской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 3. – С. 23–28.
14. Першина, К. В. О языковом воплощении русского культурного кода // Формирование национально-духовной идентичности в современном социокультурном пространстве: Материалы ХVII Международного форума, Липецк, 10–11 ноября 2021 года / под. редакцией Н.Я. Безбородовой, Н.В. Стюфляевой (отв. редактор). – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 131–133.
15. Сафонова, В. В. Лингводидактические основы моделирования проблемно-ориентированной образовательной среды в университетском языковом образовании // Вестник Московского университета. – Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2024. – Т. 27. – № 1. – С. 9–25.
16. Селезнева, Л. В., Северская, О. И., Саакян, Л. Н. Имиджевые характеристики русского языка в аспекте политики «мягкой силы» // Русистика. – 2021. –Т. 19. – № 3. – С. 271–284. – DOI: 10.22363/2618-8163-2021-19-3-271-284
17. Таратухина, Ю. В. Современное состояние и перспективы развития кросс-культурной дидактики // Российские регионы в фокусе перемен. – Екатеринбург: ИД «Ажур», 2023. – С. 375–377.
18. Худоренко, Е. А. Русский язык как инструмент «мягкой силы» в контексте евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. – 2018. − № 4 (68). – С. 8–12.
19. De Wit, H., Altbach, P. G. Internationalization in higher education: Global trends and recommendations for its future // Higher Education in the Next Decade. – Brill, 2021. – Pp. 303–325.
20. Jowi, J. O. Internationalization of higher education in Africa: Developments, emerging trends, issues and policy implications // Higher education policy. – 2009. – Vol. 22. – Pp. 263–281.
21. Okpalike, C., Gabriel, J. B. The transformation of “African Mentality” as fundamental to the development of African Societies // American International Journal of Contemporary Research. – 2014. – Vol. 4. – No. 10. – Pp. 79–86.
22. Oni, I. O. ‘You Are Not Needed Here’: Sub-Saharan African Migrants’ Discriminatory Experiences of the Socio-Economic Environments in Russia // African Diaspora. – 2022. – Vol. 14. – No. 2. – Pp. 185–209.
23. Sutton, S., Cole, R. A., De Villiers, J., Schalkwyk, J., Vermeulen, P. J., Macon, M. W., Cohen, M. M. Universal speech tools: the CSLU toolkit // ICSLP. – 1998. – Vol. 98. – Pp. 3221–3224.
24. Van Der Westhuizen, M., Gawulayo, S., Lukelelo, N. A. Reflective View of the Introduction of Technologies in Social Work Fieldwork Modules within the South African Context // Education and Self-Development. – 2021. – Vol. 16. – No. 1. – Pp. 54–73. – DOI: 10.26907/esd16.1.06
25. Woolman, D. C. Educational reconstruction and post-colonial curriculum development: A comparative study of four African countries // International Education Journal. – 2001. – Vol. 2. – No. 5. – Pp. 27–46.
Рецензия
Для цитирования:
Тарханова И.Ю., Летина Н.Н., Ходырев А.М. Социокультурные основания для изучения русского языка и российской культуры африканскими студентами. Название журнала на русском. 2025;20(2):187-203. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.14. EDN: ZFLGNE
For citation:
Tarkhanova I., Letina N., Khodyrev A. Socio-Cultural Bases for Studying Russian language and Russian Culture by African Students. Title. 2025;20(2):187-203. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.14. EDN: ZFLGNE