Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Проблемы управления мотивацией к обучению студентов гуманитарных российских университетов

https://doi.org/10.26907/esd.20.2.13

EDN: YKWQRR

Аннотация

В статье рассматривается проблема повышения уровня мотивации студентов к обучению в высших образовательных организациях на базе использования основных положений теории мотивационного комплекса. Представлена развернутая характеристика структуры мотивационного комплекса хорошо успевающих и слабоуспевающих студентов, а также результаты анализа влияния базовых мотивов на учебное поведение респондентов. Приводится прогноз изменения учебного поведения студентов при отсутствии коррекции системы управления их мотивацией в ближайшем будущем. Анализируются сильные и слабые стороны такого инструмента мотивации учебного поведения студентов, как балльно-рейтинговая система, применяемого в российских высших учебных заведениях. Анализ учебного поведения слабоуспевающих студентов позволил сделать ряд практических предложений по совершенствованию системы рейтингования студентов, направленных на повышение уровня их мотивации к получению профессиональных знаний, навыков и компетенций. Основные из них сводятся к необходимости дополнительного введения регрессионного компонента при формировании итогового рейтинга студента и отказа от выставления баллов за посещение занятий. Реализация этих и других предложений, по мнению автора, будет способствовать повышению уровня вовлеченности лиц, получающих высшее образование, в учебный процесс и росту профессиональной компетентности выпускников российских высших учебных заведений.

Об авторе

А. А. Литвинюк
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Александр А. Литвинюк

Москва



Список литературы

1. Деева, Н. В., Смирнова, А. Г. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности глазами студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4 (44). – С. 158–164. – DOI: 10.54509/22203036_2021_4_158

2. Ефимова, Г. З., Сорокин, А. Н., Грибовский, М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 1. – С. 202–230. – DOI: 10.17853/1994–5639-2021-1-202-230

3. Жидкова, М. И. Особенности и практика применения балльно-рейтинговой системы // Педагогический научный журнал. – 2024. – Т. 7. – № 4. – С. 107–113.

4. Иляшенко, Л. К., Ваганова, О. И., Лапшова, А. В. Особенности реализации рейтинговой системы оценки в учебном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 251–254.

5. Коряковцева, О. А. «Плюсы и минусы» использования балльно-рейтинговой системы оценивания в вузах: результаты эмпирического исследования // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2021. – № 2. – С. 55–65. – DOI: 10.20339/AM.02-21.055

6. Кулапов, М. Н., Литвинюк, А. А. Мотивация и личность в HR-менеджменте: монография / под ред. С. А. Карташова. – М.: Первое экономическое издательство, 2024. – 141 с. – DOI: 10.18334/9785912925092

7. Кухарева, Е. А. Достоинства и недостатки балльно-рейтинговой системы оценки достижений студентов // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. – 2019. – № 1 (18). – С. 108–112.

8. Литвинюк, А. А., Бабина, Я. Д., Садикова, М. А. Оценка качества мотивации к обучению в системе образовательного менеджмента российских вузов // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Т. 11. – № 1. – С. 83–100. – DOI: 10.18334/lim.11.1.120499

9. Литвинюк, А. А., Леднева, С. А., Кузуб, Е. В. Целевые признаки креативных молодых специалистов для работы в сфере науки и высшего образования // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 1. – С. 153–163. – DOI: 10.26907/esd.17.1.13

10. Малахова, О. Н., Мосина, Л. С. Развитие учебной мотивации в высшей школе: исследовательские акценты // Studia Humanitatis. – 2022. – № 1.

11. Мальцева, Н. Н., Пеньков, В. Е. Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – № 4. – С. 139–145. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-139-145

12. Моложавенко, В. Л. Процесс повышения квалификации преподавателей вуза в системе управления качеством // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 5-1. – С. 163–172. – DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.128

13. Пашина, Е. П., Григоренко, И. С. Создание в образовательной организации педагогических условий для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 342–347.

14. Рудакова, О. В. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы в российской системе образования // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2016. – № 3 (8). – С. 60–62.

15. Сбитнева, О. А. Анализ мотивации студентов в условиях современного образования // Гуманитарный научный вестник. – 2022. – № 4. – С. 71–75. – DOI: 10.5281/zenodo.6524042

16. Тимочкин, А. С. Применение метода моделирования при создании балльно-рейтинговой системы оценки знаний // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 1 (49). – С. 345–350.


Рецензия

Для цитирования:


Литвинюк А.А. Проблемы управления мотивацией к обучению студентов гуманитарных российских университетов. Название журнала на русском. 2025;20(2):174-186. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.13. EDN: YKWQRR

For citation:


Litvinyuk A. Problems of managing motivation for learning of students at Russian humanitarian universities. Title. 2025;20(2):174-186. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.13. EDN: YKWQRR

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)