Проблемы управления мотивацией к обучению студентов гуманитарных российских университетов
https://doi.org/10.26907/esd.20.2.13
EDN: YKWQRR
Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения уровня мотивации студентов к обучению в высших образовательных организациях на базе использования основных положений теории мотивационного комплекса. Представлена развернутая характеристика структуры мотивационного комплекса хорошо успевающих и слабоуспевающих студентов, а также результаты анализа влияния базовых мотивов на учебное поведение респондентов. Приводится прогноз изменения учебного поведения студентов при отсутствии коррекции системы управления их мотивацией в ближайшем будущем. Анализируются сильные и слабые стороны такого инструмента мотивации учебного поведения студентов, как балльно-рейтинговая система, применяемого в российских высших учебных заведениях. Анализ учебного поведения слабоуспевающих студентов позволил сделать ряд практических предложений по совершенствованию системы рейтингования студентов, направленных на повышение уровня их мотивации к получению профессиональных знаний, навыков и компетенций. Основные из них сводятся к необходимости дополнительного введения регрессионного компонента при формировании итогового рейтинга студента и отказа от выставления баллов за посещение занятий. Реализация этих и других предложений, по мнению автора, будет способствовать повышению уровня вовлеченности лиц, получающих высшее образование, в учебный процесс и росту профессиональной компетентности выпускников российских высших учебных заведений.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ЛитвинюкРоссия
Александр А. Литвинюк
Москва
Список литературы
1. Деева, Н. В., Смирнова, А. Г. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности глазами студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4 (44). – С. 158–164. – DOI: 10.54509/22203036_2021_4_158
2. Ефимова, Г. З., Сорокин, А. Н., Грибовский, М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 1. – С. 202–230. – DOI: 10.17853/1994–5639-2021-1-202-230
3. Жидкова, М. И. Особенности и практика применения балльно-рейтинговой системы // Педагогический научный журнал. – 2024. – Т. 7. – № 4. – С. 107–113.
4. Иляшенко, Л. К., Ваганова, О. И., Лапшова, А. В. Особенности реализации рейтинговой системы оценки в учебном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 251–254.
5. Коряковцева, О. А. «Плюсы и минусы» использования балльно-рейтинговой системы оценивания в вузах: результаты эмпирического исследования // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2021. – № 2. – С. 55–65. – DOI: 10.20339/AM.02-21.055
6. Кулапов, М. Н., Литвинюк, А. А. Мотивация и личность в HR-менеджменте: монография / под ред. С. А. Карташова. – М.: Первое экономическое издательство, 2024. – 141 с. – DOI: 10.18334/9785912925092
7. Кухарева, Е. А. Достоинства и недостатки балльно-рейтинговой системы оценки достижений студентов // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. – 2019. – № 1 (18). – С. 108–112.
8. Литвинюк, А. А., Бабина, Я. Д., Садикова, М. А. Оценка качества мотивации к обучению в системе образовательного менеджмента российских вузов // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Т. 11. – № 1. – С. 83–100. – DOI: 10.18334/lim.11.1.120499
9. Литвинюк, А. А., Леднева, С. А., Кузуб, Е. В. Целевые признаки креативных молодых специалистов для работы в сфере науки и высшего образования // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 1. – С. 153–163. – DOI: 10.26907/esd.17.1.13
10. Малахова, О. Н., Мосина, Л. С. Развитие учебной мотивации в высшей школе: исследовательские акценты // Studia Humanitatis. – 2022. – № 1.
11. Мальцева, Н. Н., Пеньков, В. Е. Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – № 4. – С. 139–145. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-139-145
12. Моложавенко, В. Л. Процесс повышения квалификации преподавателей вуза в системе управления качеством // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 5-1. – С. 163–172. – DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.128
13. Пашина, Е. П., Григоренко, И. С. Создание в образовательной организации педагогических условий для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 342–347.
14. Рудакова, О. В. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы в российской системе образования // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2016. – № 3 (8). – С. 60–62.
15. Сбитнева, О. А. Анализ мотивации студентов в условиях современного образования // Гуманитарный научный вестник. – 2022. – № 4. – С. 71–75. – DOI: 10.5281/zenodo.6524042
16. Тимочкин, А. С. Применение метода моделирования при создании балльно-рейтинговой системы оценки знаний // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 1 (49). – С. 345–350.
Рецензия
Для цитирования:
Литвинюк А.А. Проблемы управления мотивацией к обучению студентов гуманитарных российских университетов. Название журнала на русском. 2025;20(2):174-186. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.13. EDN: YKWQRR
For citation:
Litvinyuk A. Problems of managing motivation for learning of students at Russian humanitarian universities. Title. 2025;20(2):174-186. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.13. EDN: YKWQRR