Опыт и отношение студентов – будущих учителей различных направлений подготовки к искусственному интеллекту
https://doi.org/10.26907/esd.20.2.12
EDN: XXELKA
Аннотация
В последнее время наблюдается стремительное развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ), ввиду чего вопросы, касающиеся интеграции ИИ в процесс подготовки будущих специалистов, в том числе учителей, становятся особенно актуальными. В свою очередь эффективность внедрения цифровых технологий в учебный процесс зависит от имеющегося у педагогов опыта использования данных технологий, уровня их компетентности в этой области, а также от отношения к ним участников образовательного процесса. В связи с этим целью данного исследования стало изучение опыта использования ИИ в образовании и повседневной жизни и отношения к нему студентов педагогического профиля по различным направлениям подготовки. Наше исследование показало, что в целом студенты осведомлены о возможностях ИИ и используют его как в личных, так и в образовательных целях. Около 20 % будущих учителей имеют первичный опыт применения ИИ в педагогической деятельности на этапах планирования и непосредственной разработки содержания уроков. В статье отмечается, что студенты, в зависимости от их профиля подготовки, выделяют различные аспекты использования ИИ, применимые для конкретных научных областей и учебных дисциплин, а также в процессе подготовки уроков. В то же время более 80 % респондентов указывают на возможные риски использования ИИ в образовании и критически оценивают возможности ИИ. Вместе с тем около 60 % опрошенных студентов согласны с необходимостью адаптироваться к изменениям, которые несет с собой ИИ. В зависимости от профиля подготовки полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований и дискуссий о роли ИИ в образовании, а также для разработки стратегий по эффективной интеграции этих технологий в учебный процесс с учетом меняющихся потребностей и специфики профиля подготовки студентов.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Д. ГутороваРоссия
Гульнара Д. Гуторова
Казань
А. Р. Дроздикова-Зарипова
Россия
Альбина Р. Дроздикова-Зарипова
Казань
Список литературы
1. Широколобова, А. Г. Искусственный интеллект как инструмент оптимизации работы преподавателя высшей школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 9. – № 2. – С. 138–145.
2. Almaraz-López, C., Almaraz-Menéndez, F., López-Esteban, C. Comparative Study of the Attitudes and Perceptions of University Students in Business Administration and Management and in Education toward Artificial Intelligence // Education Sciences. – 2023. – No. 13(6). – P. 609. – DOI: 10.3390/educsci13060609.
3. Alzahrani, L. Analyzing Students’ Attitudes and Behavior Toward Artificial Intelligence Technologies in Higher Education // International journal of recent technology and engineering. – 2023. – Vol. 11. – No. 6. – P. 65–73. – DOI: 10.35940/ijrte.f7475.0311623.
4. Chan, C. K. Y., Hu, W. Students’ Voices on Generative AI: Perceptions, Benefits, and Challenges in Higher Education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2023. – Vol. 20. – No. 1. – P. 43. – DOI: 10.48550/arxiv.2305.00290.
5. Charles, F. AI-Powered Personalized Mobile Education for New Zealand Students // International Journal Software Engineering and Computer Science (IJSECS). – 2023. – Vol. 3. – No. 1. – P. 33– 39. – DOI: 10.35870/ijsecs.v3i1.1115.
6. Cruz, J., Sembekova, A., Omirzakova, D., Bolla, S., Balay-odao, E. General Attitudes Towards and Readiness for Medical Artificial Intelligence among Medical and Health Sciences Students in Kazakhstan (Preprint) // Journal of Medical Internet Research Preprints. – 2023. – DOI: 10.2196/preprints.49536.
7. Hajam, K.B., Gahir, S. Unveiling the Attitudes of University Students Toward Artificial Intelligence // Journal of Educational Technology Systems. – 2024.– Vol. 52. – No. 9. – DOI: 10.1177/00472395231225920.
8. Karan, B., Angadi, G. R. Artificial Intelligence Integration into School Education: A Review of Indian and Foreign Perspectives //Millennial Asia. – 2023. – DOI: 10.1177/09763996231158229.
9. Khater, A., Zaaqoq, A., Wahdan, M., Ashry, S. Knowledge and Attitude of Ain Shams University Medical Students towards Artificial Intelligence and its Application in Medical Education and Practice // Educational Research and Innovation Journal. – 2023. – Vol. 3. – No. 10. – P. 29–42. – DOI: 10.21608/erji.2023.306718.
10. Kim, N.J., Kim, M.K. Teacher’s Perceptions of Using an Artificial Intelligence-Based Educational Tool for Scientific Writing // Front. Educ. – 2022. – No. 7. – P. 755914. – DOI: 10.3389/feduc.2022.755914.
11. Kim, S.-W., Lee, Y. Investigation into the Influence of Socio-Cultural Factors on Attitudes toward Artificial Intelligence // Education and Information Technologies. – 2023. – Vol. 29. – No. 8. – P. 1–29. – DOI: 10.1007/s10639-023-12172-y.
12. Kumar, P., Nithiya, S., Suguna, A., Kavitha, K. B. Implementation of Artificial Intelligence in Education // International research journal of computer science. – 2023. – Vol. 10. – No. 05. – P. 104–108. – DOI: 10.26562/irjcs.2023.v1005.01.
13. Lavidas, K., Voulgari, I., Papadakis, S., Athanassopoulos, S., Anastasiou, A., Filippidi, A., Komis, V., Karacapilidis, N. Determinants of Humanities and Social Sciences Students’ Intentions to Use Artificial Intelligence Applications for Academic Purposes // Information. – 2024. – Vol. 15. – No. 6. – P. 314. – DOI:10.3390/info15060314.
14. Lipovec, A. & Flogie, A. Empowering Future Teachers: Unveiling Their Attitudes and Knowledge about AI in Slovenian K-12 Education // 2023 12th Mediterranean Conference on Embedded Computing (MECO). – Budva, Montenegro: IEEE, 2023. – P. 1–4, – DOI: 10.1109/MECO58584.2023.10155010.
15. Liu, Y. & Baucham, M. AI Technology: Key to Successful Assessment. In E. Meletiadou (Ed.) // Handbook of Research on Redesigning Teaching, Learning, and Assessment in the Digital Era. – IGI Global, 2023. – P. 304–325. – DOI: 10.4018/978-1-6684-8292-6.ch016.
16. Lozano, A., Fontao, C. B. Is the Education System Prepared for the Irruption of Artificial Intelligence? A Study on the Perceptions of Students of Primary Education Degree from a Dual Perspective: Current Pupils and Future Teachers // Education Sciences. – 2023. – Vol. 13. – No. 7. – P. 733. – DOI: 10.3390/educsci13070733.
17. Przybyła–Kasperek, M., Smyrnova-Trybulska, E., Kommers, P. Factors Enhancing Students’ Views on Artificial Intelligence // International Journal of Research in E-learning. – 2023. – Vol. 9. – No. 2. – P. 1–42. – DOI: 10.31261/ijrel.2023.9.2.03.
18. Samreen, B., Hasan, Q.S. Assessing Students’ Attitude Towards Artificial Intelligence with Respect to Gender and Use of Computer and Mobile Devices // International Journal For Multidisciplinary Research. – 2023. – Vol. 5. – No. 3. – DOI: 10.36948/ijfmr.2023.v05i03.4130.
19. Sasota, R.S., Cristobal, R.R., Sario I.S., Biyo, J.T., Magadia, J.C. Will–skill–tool (WST) model of technology integration in teaching science and mathematics in the Philippines // Journal of Computers in Education. – 2021. – Vol. 8. – No. 3. – P. 443–464. – DOI: 10.1007/s40692-021-00185-w.
20. Strzelecki, A. Students’ Acceptance of ChatGPT in Higher Education: An Extended Unified Theory of Acceptance and Use of Technology // Innovative Higher Education. – 2024. – No. 49. – P. 223– 245. – DOI: 10.1007/s10755-023-09686-1.
21. Tiwari, R. The integration of AI and machine learning in education and its potential to personalize and improve student learning experiences // Indian Scientific Journal of Research in Engineering and Management. – 2023. – Vol. 7. – No. 2. – DOI: 10.55041/ijsrem17645.
Рецензия
Для цитирования:
Гуторова Г.Д., Дроздикова-Зарипова А.Р. Опыт и отношение студентов – будущих учителей различных направлений подготовки к искусственному интеллекту. Название журнала на русском. 2025;20(2):158-173. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.12. EDN: XXELKA
For citation:
Gutorova G., Drozdikova-Zaripova A. Experience and Attitudes of Students – Future Teachers of Various Training Fields towards Artificial Intelligence. Title. 2025;20(2):158-173. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.12. EDN: XXELKA