Образовательный видеоблогинг: поиски смыслов и концептуализация понятий
https://doi.org/10.26907/esd.19.4.17
EDN: WUAZPT
Аннотация
Актуальность исследования образовательного видеоблогинга определяется стремительным распространением технологий онлайн-обучения. Видеоблоги встраиваются в онлайн-курсы или являются самостоятельным образовательным продуктом в виде канала учителя, снимающего видео по своему предмету, помогают в самообучении, построении индивидуальных образовательных маршрутов.
Целью работы является изучение концептуальных основ и смыслов в предметном поле образовательного видеоблогинга. Задачи исследования предполагают определение преимуществ и ограничений использования видеоблогов на основе анализа англоязычных публикаций. Поисковые запросы в ведущих базах данных позволили сформировать массив публикаций. Знакомство с содержанием статей и/или их аннотаций наполняло смыслами три подхода к интерпретациям: видеоблогинг как образовательная технология, как средство коммуникации и как способ продвижения имиджа учителя. К результатам можно отнести: а) выделение дополнительного смысла образовательного блогинга как инструмента рефлексии обучающихся и учителей, б) акцент на профессиональной идентичности учителей, ведущих блоги. Образовательный блогинг выходит за рамки формального образования как содержательно, так и по форме подачи материала. Эксперименты в данной области открывают возможности для когнитивного развития обучающихся, для реализации информационной и коммуникативной задач, а также для мотивации учащихся.
Разные типы образовательных видеоблогов рассматриваются как инструменты организации обучения и самообучения. Видеоблоги как средство самопрезентации трансформируются в инструмент саморефлексии педагога и обучающегося. Видеоблогинг как способ продвижения имиджа педагога преобразуется в направлении развития профессионального сообщества, формирования цифровой грамотности и цифровой идентичности.
Об авторах
А. Г. ФилиповаРоссия
Александра Г. Филипова
Владивосток
В. Р. Малахова
Россия
Варвара Р. Малахова
Владивосток
Список литературы
1. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. – 2001. – №. 3. – С. 154–169.
2. Андресен, Б. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. Курс. – М.: Дрофа. – 2005. – 221 с.
3. Науменко, Л. С. Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №. 5 (48). – С. 61–67.
4. Ослон, А. А. Боброва, А. И., Глазков, К. П., Закутина, Е. С., Кертман, Г. Л., Осипова, И. Г., Рейнюк, А. С. Образ жизни: как коронаВирус изменил повседневность // М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ). – 2022. – 216 c.
5. Скрыпникова, Е. М., Филипова, А.Г. Специфика образовательного видеоблогинга как инструмента работы школьного учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2023. – № 7(180). – С. 48–56.
6. Филипова, А. Г., Бухтиярова, И.Н. Образовательный видеоблогинг глазами школьников и педагогов: анализ эмпирических данных с использованием ПО MAXQDA // Социология. – 2023. – № 5. – С. 71–77.
7. Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М., Абросимова, Е. Е. Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге // Социодинамика. – 2023. – № 11. – С. 46–62. – DOI:10.25136/2409-7144.2023.11.69015
8. Ahmad, S. The effect of vlogging on EFL student teachers’ teaching self-efficacy // Journal of the Association of Arab Educators. – 2014. – Vol. 55. – Pp. 207–240. – DOI:10.21608/saep.2014.25331
9. Akcay, A. The views of Turkish language teachers about blogs // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – Pp. 1654–1657. DOI:10.1016/j.sbspro.2012.05.356
10. Akdemir, O. Teaching in online courses: Experiences of instructional technology faculty members // Turkish Online Journal of Distance Education. – 2008. – Vol. 9. – No. 2. – Pp. 97–108.
11. Aran, O., Biel, J. I., Gatica-Perez, D. Broadcasting oneself: Visual discovery of vlogging styles // IEEE Transactions on multimedia. – 2013. – Vol. 16. – No. 1. – Pp. 201–215. – DOI:10.1109/TMM.2013.2284893
12. Armstrong, L., Berry M., Lamshed R. Blogs as electronic learning journals // E-Journal Instructional Science and Technology. – 2004. – Vol. 7. – No. 1.
13. Baran, E. The promises of videoblogging in education // 2007 Annual Proceedings. Selected Papers on the Practice of Educational Communications and Technology. – 2007. – Vol. 2. – No. 30. – Pp. 10–18.
14. Bartlett-Bragg, A. Blogging to learn // The Knowledge Tree. – 2003. – Vol. 4. – Pp.1–12.
15. Baym, N., Markham, A. Introduction: making smart choices on shifting ground // Internet inquiry: Conversations about method. – Sage Publications, Inc, 2009. – Pp. 7–19. – DOI:10.4135/9781483329086
16. Bower, М., Cavanagh, М., Moloney, R., Dao, M. Developing communication competence using an online Video Reflection system: pre-service teachers' experiences // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2011. – Vol. 39. – No. 4. – Pp. 311–326. – DOI:10.1080/1359866X.2011.614685
17. Brown, R., Heck, D. The construction of teacher identity in an alternative education context // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 76. – Pp. 50–57. – DOI:10.1016/j.tate.2018.08.007
18. Burns, L. E., Abbassi, E., Qian, X., Mecham, A., Simeteys, P., & Mays, K. A. YouTube use among dental students for learning clinical procedures: a multi-institutional study // Journal of dental education. – 2020. – Vol. 84. – No. 10. – Pp. 1151–1158. – DOI:10.1002/jdd.12240
19. Chen, C., Lai, H., Ho, C. Why do teachers continue to use teaching blogs? The roles of per -ceived voluntariness and habit // Computers & Education. – 2015. – Vol. 82. – Pp. 236–249. DOI: 10.1016/j.compedu.2014.11.017
20. Chintalapati, N., Daruri, V. S. K. Examining the use of YouTube as a Learning Resource in higher education: Scale development and validation of TAM model // Telematics and Informatics. – 2017. – Vol. 34. – No. 6. – Pp. 853–860. – DOI:10.1016/j.tele.2016.08.008
21. Coates, H., James, R., Baldwin, G. A critical examination of the effects of learning management systems on university teaching and learning // Tertiary education and management. – 2005. – Vol. 11. – No. 1. – Pp. 19–36. – DOI:10.1007/s11233-004-3567-9
22. Cofield, J. L. The effectiveness of streaming video in WEB-based instruction. Ph.D. thesis, The University of Alabama. Retrieved December 15, 2024 from https://www.learntechlib.org/p/120103/
23. Delgado, P., Anmarkrud, О., Avila, V. Learning from text and video blogs: comprehension effects on secondary school students // Educ Inf Technol. – 2022. – Vol. 27. – Pp. 5249–5275. DOI:10.1007/s10639-021-10819-2
24. Duncan, I., Yarwood-Ross, L., Haigh, C. YouTube as a source of clinical skills education // Nurse education today. – 2013. – Vol. 33. – No. 12. – Pp. 1576-1580. – DOI:10.1016/j.nedt.2012.12.013
25. Granberg, C. Social software for reflective dialogue: Questions about reflection and dialogue in student teachers’ blogs // Technology, Pedagogy and Education. – 2010. – V. 19. – No. 3. – Pp. 345–360. – DOI:10.1080/1475939X.2010.513766
26. Karamina, S., Arsal, T. Sunarjan, Y.Y.F.R. The Role of Social Studies Teacher in the Use of YouTube Vlog-Based Learning Media // In International Conference on Science and Education and Technology (ISET 2019). Atlantis Press. – 2020. – Pp. 186–190. – DOI:10.2991/assehr.k.200620.036
27. Kingsley, K., Galbraith, G. M., Herring, M., Stowers, E., Stewart, T., Kingsley, K. V. Why Not Just Google it? An Assessment of Information Literacy Skills in a Biomedical Science Curriculum. // BMC Med Educ – 2011. – No. 11. – Pp. 1–8. – DOI:10.1186/1472-6920-11-17.
28. Kohler, S., Dietrich, T. Potentials and Limitations of Educational Videos on YouTube for Science Communication // Frontiers in Communication. – 2021. – No. 6. – DOI:10.3389/fcomm.2021.581302
29. Laanpere, M. Pata, K., Normak, P., Põldoja, H. Pedagogy-driven design of digital learning ecosystems // Computer Science and Information Systems. – 2014. – Vol. 11. – No. 1. – Pp. 419–442. – DOI:10.2298/CSIS121204015L
30. Lankshear, C., Knobel, M. Sampling "the New" in New Literacies / Ed. by M. Knobel, C. Lankshear // A New Literacies Sampler. – New York: Peter Lang. – 2007. – Pp. 1–24.
31. Liu, M. H. Blending a class video blog to optimize student learning outcomes in higher education // The Internet and Higher Education. – 2016. – Vol. 30. – Pp. 44–53. – DOI: 10.1016/j.iheduc.2016.03.001
32. Mahasneh, D., Shoqirat, N., Singh, C., Hawks, M. “From the classroom to Dr. YouTube”: nursing students' experiences of learning and teaching styles in Jordan //Teaching and Learning in Nursing. – 2021. – Vol. 16. – No. 1. – Pp. 5–9. – DOI:10.1016/j.teln.2020.09.008
33. Quadir, B., Yang, J. C., Chen, N. S. The effects of interaction types on learning outcomes in a blog-based interactive learning environment //Interactive Learning Environments. – 2022. – Vol. 30. – No. 2. – Pp. 293–306. – DOI:10.1080/10494820.2019.1652835
34. Rat für Kulturelle Bildung e. V. Jugend/YouTube/Kulturelle Bildung. Horizont 2019. Studie: repräsentative Umfrage unter 12-19-Jährigen zur Nutzung kultureller Bildungsangebote an digitalen Kulturorten [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bosch-stiftung.de/de/publikation/jugend-youtube-kulturelle-bildung-horizont-2019 (дата обращения 03.07.2023)
35. Richardson, W. Learning on the blog: Collected posts for educators and parents. – Corwin Press, 2011. – 144 p.
36. Rose, E. J., Sierschynski, J., Björling, E.A. Reflecting on reflections: Using video in learning reflection to enhance authenticity // The Journal of Interactive Technology and Pedagogy. – 2016. – No. 9.
37. Shoufan, А., Mohamed, F. YouTube and education: A scoping review // IEEE Access. – 2022. – vol. 10. – Pp. 125576–125599. – DOI:10.1109/ACCESS.2022.3225419
38. Taşlıbeyaz, E. Video-blog kullanımının öğrencilerin öz düzenlemeli öğrenme stratejileri üzerine etkisi. Bolu Abant İzzet Baysal Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi. – 2019. – Vol. 19. – No. 4. – Pp. 1526–1537.
39. Zahn, C., Pea, R., Hesse, F. W., Rosen, J. Comparing Simple and Advanced Video Tools as Supports for Complex Collaborative Design Processes // The Journal of the Learning Sciences. – 2010. – Vol. 19. – Pp. 403–440. – DOI:10.1080/10508401003708399
Рецензия
Для цитирования:
Филипова А.Г., Малахова В.Р. Образовательный видеоблогинг: поиски смыслов и концептуализация понятий. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):226-241. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.17. EDN: WUAZPT
For citation:
Filipova A., Malakhova V. Educational Video Blogging: Search for Meanings and Conceptualization of Concepts. Education and Self-Development. 2024;19(4):226-241. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.17. EDN: WUAZPT