Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Изучение социальных представлений о дружбе: межпоколенческий аспект

https://doi.org/10.26907/esd.19.4.16

EDN: UGFOWY

Аннотация

В данном исследовании проведен качественный анализ понятия «дружба» в представлении респондентов в возрастном диапазоне от 6 до 64 лет. Целью исследования является изучение возрастных особенностей в представлениях о дружбе. В основу определения и выбора возрастных групп респондентов для исследования была положена наиболее распространенная классификация Э. Эриксона; исследование опирается на изучение ассоциативных рядов в следующих возрастных группах: школьный возраст (6-12 лет), подростковый и юношеский возраст (13-19 лет), ранняя зрелость (20-25 лет) и средняя зрелость (26-64). Выборка составила 259 человек. Методом сбора данных выступил свободный ассоциативный эксперимент, результаты были обработаны с помощью методики прототипического анализа, предложенной П. Вержесом. Для изучения факторов формирования и развития представлений использовался качественный анализ эссе «Как сформировалось мое представление о дружбе?». Для школьного возраста (6-12 лет) применялся метод неструктурированного интервью. Полученные результаты исследования по изучению социальных представлений о дружбе в разном возрасте подтвердили предположения о том, что представления зависимы от социального и жизненного опыта человека, хотя ядро представлений относительно стабильно на протяжении всей жизни. Остается открытым вопрос зависимости представлений о дружбе от внешних социализирующих факторов, социальных и культурных факторов меняющегося мира. Кроме того, можно сделать вывод о неоднозначности семантического аспекта среди респондентов разного возраста, разной культуры и образования. Вопрос об актуализации данной проблемы для родителей, о степени важности данного вопроса в семейном воспитании не являлся предметом отельного психолого-педагогического научного исследования. Представляется релевантным провести дальнейшие исследования этой темы в контексте семейных ценностей и подходов к воспитанию.

Об авторах

А. Д. Текучева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Алиса Д. Текучева

Москва



А. В. Кандаурова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Анна В. Кандаурова

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Абдулкадырова, А. Б. Факторы, влияющие на формирование и развитие ценностной картины мира человека // Язык и культура. – 2014. – № 12. – С. 147–150.

2. Альперович, В. Д. Влияние противоречий отношений личности на трансформацию ее представлений о друге и враге // Северокавказский психологический вестник. – 2011. – Т. 9. – № 2. – С. 35–38.

3. Ару, А. Семантические преобразования лексемы дружба в моделях концептуальной метафоризации // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета. – 2021. – Вып. 3 (55). – С. 9–22.

4. Ару, А. Языковая репрезентация концепта «дружба» в русской речи: автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ару Адем; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»]. – Нижний Новгород, 2022. – 26 с.

5. Бауман, З. Индивидуализированное общество. – John Wiley & Sons, 2013. – 390 с.

6. Дубовская, Е. М., Жернакова, Д. А. Сравнительный анализ понятий «реальной» и «виртуальной» подростковой дружбы // Новые психологические исследования. – 2022. – Т. 2. – № 3. – С. 110–133. – DOI:10.51217/npsyresearch_2022_02_03_06

7. Кон, И. С. Дружба. – СПб: Питер, 2005. – 329 с.

8. Лаптева, А. В. Возрастные особенности представлений о дружбе у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Лаптева Анастасия Валерьевна; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. – Санкт-Петербург, 2019. – 333 с.

9. Летягина, С. К. Социальные представления о дружбе в различных возрастных группах // Ученые записки. – 2010. – Т. 3. – № 11. – С. 56–61.

10. Масгутова, М. Ф. Специфика реализации концептуального представления «дружба» в сознании языковой личности : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Масгутова Марина Фаритовна; [Место защиты: ГОУ ВО «Челябинский государственный университет»]. – Челябинск, 2010. – 22 с.

11. Минаева, Е. В., Лобанова А. А. Характерные особенности дружеских отношений в младшем школьном возрасте // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: Сб материалов Всероссийской научно-практической конференции. –Чебоксары, 2021. – С. 103–106.

12. Мохова, Е. Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем школьном возрасте : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Мохова Екатерина Евгеньевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2004. – 25 с.

13. Нышпора, М. А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия: на примере студенческой дружбы: диссертация … кандидата социологических наук: 22.00.01 / Нышпора Маргарита Андреевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»]. – Саратов, 2017. – 178 с.

14. Смирнова, Н. Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности // Социальные представления и мышление личности: материалы научной конференции. – М.: Изд-во Института психологии РАН. – 2002. – С. 129–139.

15. Стогова, А. В. Феномен дружбы в представлениях и социальной практике европейских интеллектуалов XVII века : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Стогова Анна Вячеславовна; [Место защиты: Центр интеллектуальной истории ин-та всеобщей истории РАН]. – Москва, 2001. – 23 с.

16. Субботина, М. В. Феномен дружбы в контексте изучения социального благополучия // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2022. – Т. 22. – № 2. – С. 451–460. – DOI:10.22363/2313-2272-2022-22-2-451-460

17. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 212 с.

18. Юркова, Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Юркова Елена Владимировна; [Место защиты: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена]. – СПб., 2004. – 168 с.

19. Verges, P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie. – 1992. – Vol. XLV. – No. 405. – Pp. 203–209.


Рецензия

Для цитирования:


Текучева А.Д., Кандаурова А.В. Изучение социальных представлений о дружбе: межпоколенческий аспект. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):213-225. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.16. EDN: UGFOWY

For citation:


Tekucheva A., Kandaurova A. Exploring Social Perceptions of Friendship: An Intergenerational Perspective. Education and Self-Development. 2024;19(4):213-225. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.16. EDN: UGFOWY

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)