Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Участие российской молодежи в образовании взрослых: роль настойчивости и образовательного статуса

https://doi.org/10.26907/esd.19.4.14

EDN: PXSIRR

Аннотация

Несмотря на открывающиеся для молодых специалистов возможности в образовании взрослых (ОВ), не все используют эти возможности в равной мере. Цель статьи – проанализировать, как настойчивость, а также образовательный статус индивида и родителей связаны с его участием в неформальном и информальном ОВ. В работе проверяется, способствует ли настойчивость участию молодежи, уже имеющей образовательные преимущества, в образовании взрослых. Исследование стремится внести вклад в дискуссию о воспроизводстве социальной структуры через накопление человеческого капитала. Исследование реализовано на данных лонгитюдного исследования Траектории в образовании и профессии (ТРОП) с использованием регрессионного анализа. Подтверждены гипотезы о том, что настойчивость (GRIT), которую измеряли в 14 лет, положительно связана с решением респондента обучаться и получать образование, связанное с работой, а также о том, что наличие у матери респондента высшего образования способствует участию респондента в ОВ, не связанном с трудовой деятельностью. Частично подтвердилось предположение о роли настойчивости в процессах накопления образовательных преимуществ: высокий уровень настойчивости усиливает положительный эффект от наличия у матери высшего образования в случае участия респондента в информальном образовании, связанном с работой. Полученные результаты можно использовать при разработке мероприятий, цель которых – вовлечение молодёжи в процесс непрерывного образования.

Об авторах

Н. Н. Кармаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Наталья Н. Кармаева

Москва



Д. В. Вологина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Дарья В. Вологина

Москва



Список литературы

1. Бессонова, М. О. Дополнительное образование молодежи через призму развития нового социального института // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2023. – № 4 (853). – С. 114–121.

2. Бессуднов, А. Р., Малик, В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 135–167. – DOI:10.17323/1814-9545-2016-1-135-167

3. Бондаренко, Н. В., Гохберг, Л. М., Зорина, О. А., Кузнецова, В. И., Кузьмичева, Л. Б., Озерова, О. К., Саутина, Е. В., Сутырина, Т. А., Шкалева, Е. В., Шугаль, Н. Б. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник. – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. – DOI: 10.17323/978-5-7598-2598-2

4. Габдуллина, Э. Н. Профессиональные ценности и ориентации молодежи в системе непрерывного образования (на материалах социологических исследований энергетической отрасли Республики Татарстан) // Вестник Вятского государственного университета. – 2012. – № 4 (4). – С. 95–99.

5. Желязкова-Тея, Т. К. Что говорят индикаторы информального образования о его роли для взрослых в новом веке // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 8. – С. 47–51.

6. Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. – 2017. – № 15. – С. 12–48.

7. Кичерова, М. Н., Ефимова, Г. З. Влияние неформального образования на человеческий капитал: поколенческий подход // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24. – № 2 (99). – С. 316–338.

8. Кулич, Н., Скопек, Я., Тривенти, М., Дэмрих, Й., Блосфельд, Х.-П. Слишком высокие ожидания? Результаты международного мультидисциплинарного исследования роли раннего воспитания и образования в социальном неравенстве // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2016. – Т. 19. – № 5 (88). – С. 15–38.

9. Мальцева, В. А., Сальникова, И. Е., Шабалин, А. И. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2022. – № 3. – С. 34–66. – DOI:10.14515/monitoring.2022.3.2090

10. Нархов, Д. Ю., Нархова, Е. Н., Шкурин, Д. В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 8. – С. 147–188. – DOI:10.17853/1994-5639-2021-8-147-188

11. Попов, Д. С., Тюменева, Ю. А., Кузьмина, Ю. В. Индивидуально-психологические предикторы в лонгитюдных исследованиях образовательных и профессиональных карьер // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – С. 30–54. – DOI:10.17323/1814-9545-2010-4-30-53

12. Селезнева, А. В., Попова, С. Ю. Социальная активность молодежи: состояние проблемы и перспективы развития // Образование личности. – 2018. – № 2. – С. 96–103.

13. Шкаратан, О. И., Ястребов, Г. А. Социокультурная преемственность в российской семье (опыт эмпирического исследования) // Общественные науки и современность. – 2010. – № 1. – С. 5–27.

14. Almeida, D. J., Byrne, A. M., Smith, R. M., Ruiz, S. How Relevant Is Grit? The Importance of Social Capital in First-Generation College Students’ Academic Success // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. – 2021. – Vol. 23. – No. 3. – Pp. 539–559. – DOI:10.1177/1521025119854688

15. Bukodi, E., Bourne, M., Betthäuser, B. Cognitive Ability, Lifelong Learning, and Social Mobility in Britain: Do Further Qualifications Provide Second Chances for Bright People from Disadvantaged Backgrounds? // European Sociological Review. – 2019. – Vol. 35. – No. 1. – С. 49–64. – DOI:10.1093/esr/jcy047

16. Cronin-Golomb, L. M., Bauer, P. J. Self-motivated and directed learning across the lifespan // Acta Psychologica. – 2023. – Vol. 232 (103816). – DOI:10.1016/j.actpsy.2022.103816

17. Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., Kelly, D. R. Grit: perseverance and passion for long-term goals // Journal of Personality and Social Psychology. – 2007. – Vol. 92. – No. 6. – Pp. 1087–1101. – DOI:10.1037/0022-3514.92.6.1087

18. Heiskala, L., Erola, J., Kilpi-Jakonen, E. Compensatory and multiplicative advantages: Social origin, school performance, and stratified higher education enrolment in Finland // European Sociological Review. – 2021. – Vol. 37. – No. 2. – Pp. 171–185. – DOI:10.1093/esr/jcaa046

19. Jordan, S. L., Ferris, G. R., Hochwarter, W. A., Wright, T. A. Toward a Work Motivation Conceptualization of Grit in Organizations // Group & Organization Management. – 2019. – Vol. 44. – Vol. 2. – Pp. 320–360. – DOI:10.1177/1059601119834093

20. Kajonius, P. J., Carlander, A. Who gets ahead in life? Personality traits and childhood background in economic success // Journal of Economic Psychology. – 2017. – Vol. 59. – Pp. 164–170. – DOI:10.1016/j.joep.2017.03.004

21. Karmaeva, N. N., Kosyakova, Y. Perpetuating Inequality through Participation in Adult Learning and Education in Russia // International Journal of Lifelong Education. – 2022. – Vol. 41. – No. 4-5. – Pp. 513–532.

22. Kosyakova, Y., Gerber, T. P. Adult Education, Stratification, and Regime Change: Upgrading and Sidestepping in Russia, 1965–2005 // Sociology of Education. – 2019. – Vol. 92. – No. 2. – Pp. 124–149. – DOI:10.1177/0038040718823192

23. Kwon, H. W. What Can Sociology Say About Grit? A Cross-Cultural Exploration of the Relationships between Socioeconomic Status, Sense of Control, and Grit // Socius. – 2021. – Vol. 7. – Pp. 1–12. – DOI:10.1177/23780231211005216

24. Lee, J., Desjardins, R. Inequality in Adult Learning and Education Participation: The Effects of Social Origins and Social Inequality // International Journal of Lifelong Education. – 2019. – Vol. 38. – No. 3. – Pp. 339–359.

25. Luo, J., Wang, M.-C., Ge, Y., Chen, W., Xu, S. Longitudinal Invariance Analysis of the Short Grit Scale in Chinese Young Adults // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 11. – DOI:10.3389/fpsyg.2020.00466

26. Sato, Y., Ryan, Y. Career Preparation Through Part-Time Jobs? Study on Informal Learning of International Students of Professional Training Colleges in Japan / Ed. by Pilz, M. // Informal Learning in Vocational Education and Training. Internationale Berufsbildungsforschung. – Springer VS, Wiesbaden, 2024. – Pp. 165–180. – DOI:10.1007/978-3-658-44341-2_8

27. Thwe, W. P., Kálmán, A. Lifelong Learning in the Educational Setting: A Systematic Literature Review // Asia-Pacific Education Researcher. – 2024. – Vol. 33. – Pp. 407–417. – DOI: 10.1007/s40299-023-00738-w.

28. Travkin, P., Sharunina, A. The returns to training in Russia: A difference-in-differences analysis // International Journal of Training and Development. – 2016. – Vol. 20. – No. 4. – Pp. 262–279. – DOI:10.1111/ijtd.12088

29. Tyumeneva, Y., Kardanova, E., Kuzmina, J. Grit: Two Related but Independent Constructs Instead of One. Evidence From Item Response Theory // European Journal of Psychological Assessment. – 2019. – Vol. 35. – No. 4. – Pp. 469–478.

30. UNESCO. International Standard Classification of Education (ISCED-2011). – UNESCO Institute for Statistics, 2012. – URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-en.pdf.

31. Weisskirch, R. S. Grit, Self-Esteem, Learning Strategies and Attitudes and Estimated and Achieved Course Grades among College Students // Current Psychology. – 2016. – Vol. 37. – Pp. 21–27. – DOI:10.1007/s12144-016-9485-4


Рецензия

Для цитирования:


Кармаева Н.Н., Вологина Д.В. Участие российской молодежи в образовании взрослых: роль настойчивости и образовательного статуса. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):182-196. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.14. EDN: PXSIRR

For citation:


Karmaeva N., Vologina D. Participation of Russian Youth in Adult Education and Learning: The Role of Perseverance (GRIT) and Educational Status. Education and Self-Development. 2024;19(4):182-196. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.14. EDN: PXSIRR

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)