Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Таксономическая модель подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «Педагогический вуз – Дошкольная образовательная организация»

https://doi.org/10.26907/esd.19.4.13

EDN: PDEHKN

Аннотация

Согласно Концепции государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, для создания опережающей профессиональной подготовки специалистов необходимо более полно использовать механизмы социального партнерства, которое позволяет согласовать многообразные потребности рынка труда и академического сообщества. Однако для более аргументированного включения социальных партнеров в процесс профессиональной подготовки необходима многомерная модель, конкретизирующая цели и функции всех участников партнерства на каждом этапе обучения студентов в вузе.
Цель работы состоит в обосновании таксономической модели профессиональной подготовки будущих педагогов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации.
Методология и методика исследования основаны на системном, компетентностном и квалиметрическом подходах, позволяющих определить и согласовать с социальными партнерами компетентностно ориентированные цели профессиональной подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства педагогического вуза и дошкольной образовательной организации. Эти цели представлены компактно в авторской таксономической модели, отображающей уровни востребованных на рынке труда знаний и умений, успешность формирования которых определяется уровнем профессиональной направленности будущих педагогов. Структура и содержательное наполнение таксономической модели подготовки студентов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации определены методом групповых экспертных оценок. Предлагаемая таксономическая модель может быть полезна администрации и преподавателям вузов при проектировании учебного процесса в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, учитывающих потребности регионального рынка труда и ресурсы социальных партнеров.

Об авторах

В. Б. Данкова
Казанский федеральный университет
Россия

Вероника Б. Данкова

Казань



О. Ф. Шихова
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова
Россия

Ольга Ф. Шихова

Ижевск



Ю. А. Шихов
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова
Россия

Юрий А. Шихов

Ижевск



А. А. Валеев
Казанский федеральный университет
Россия

Агзам А. Валеев

Казань



Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды; В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика. –1980. – 232 с.

2. Бахлова, Н. А., Спиченко, А. А. Профессионально-образовательный комплекс как ведущий элемент построения системы социального партнерства в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 71-1. – С. 31–34.

3. Веретенникова, В. Б., Шихова, О. Ф., Шихов, Ю. А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования //Образование и саморазвитие. – 2020. – T. 15. – № 4. – С. 80–98. – DOI:10.26907/esd15.4.09

4. Веретенникова, В. Б. Модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов − будущих педагогов дошкольных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 19–35. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211065.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11065

5. Веретенникова, В. Б., Шихова, О. Ф., Телегина, Н. В. О профессиональной направленности личности студентов будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – №. 12. – URL: https://science-education.ru/article/view?id=31267 (дата обращения: 09.10.2023). –DOI:10.17513/spno.31267

6. Власова, Н. Ю., Молокова, Е. Л., Куликова, Е. С. Общественное участие в высшем образовании: роль университетов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – Т. 13. – №. 3. – С. 402–419. – DOI:10.18184/2079-4665.2022.13.3.402-419

7. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию //Образование и наука. – 2005. – T. 33. – № 3. – С. 27–35.

8. Зубок, Ю. А., Любутов, А. С. Смысловое пространство реальности: структурная таксономия оснований саморегуляции взаимодействий в молодежной среде // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14. – №. 3. – С. 167–181. – DOI:10.15838/esc.2021.3.75.10

9. Игнатьев, Н. С. Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов в колледже : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т педагогики и психологии проф. образования РАО. Казань. – 2005. – 30 с.

10. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения в 2 т. – Т. 1. – М.: Книга по требованию, 2021. – 392 с.

11. Мухаметзянова, Г. В., Кадырова, Ф. М., Голышев, И. Г. Организационно-педагогические условия взаимодействия рынков труда и образовательных услуг региона на основе проектно-целевого подхода // Казанский педагогический журнал. – 2013. – T. 97. – №. 2. – С. 15–21.

12. Струк, Н. С. Таксономия сети делового партнерства предприятий //Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2013. – T. 17. – №.2. – С. 30–36.

13. Субетто, А. И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в XXI веке). Санкт-Петербург [и др.]: [б. и.], 2007. – 149 с.

14. Ткаченко, Е. В., Смирнов, И. П. Концептуальная идея стратегии профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – №. 1 (13). – С. 6–10.

15. Agarwal, N., Verma, M.A. Study on Taxonomy of Innovations //Globus. An International Journal of Management & IT. – 2020. – Vol.11. – No. 1. – Pp. 57–64. –DOI:10.46360/globus.120192011

16. Bloom, B. S. Reflections on the development and use of the taxonomy //Yearbook of the National Society for the Study of Education. – 1994. – Vol. 92. – No. 2. – Pp. 1–8.

17. Bloom, B. S., Anderson, L., & Sosniak, L. Reflections on the development and use of the taxonomy // Yearbook of the National Society for the Study of Education. – 1994. – Vol. 93. – No. 2. – Pp.1–8.

18. Braunstein, A., Deutscher, V., Seifried, J., Winther, E., Rausch, A. A taxonomy of social embedding-A systematic review of virtual learning simulations in vocational and professional learning //Studies in Educational Evaluation. – 2022. – Vol. 72. – P. 101098. –DOI:10.1016/j.stueduc.2021.101098

19. Deutscher, V., Winther, E. A conceptual framework for authentic competence assessment in VET: A logic design model // Ed. by McGrath, S., Mulder, M., Papier, J., Suart, R. // Handbook of Vocational Education and Training. Developments in the Changing World of Work. – Cham: Springer, 2019. – Pp. 1299–1312. – DOI:10.1007/978-3-319-49789-1_80-1

20. Gerlach, V. S., Ely, D. P. Teaching & Media: A Systematic Approach (2nd ed.). – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall Incorporated, 1980. – 420 p.

21. Guilford, J. P. La naturaleza de la inteligencia humana. – Buenos Aires: Paidos. – 1977. – 192 p.

22. Martin, L. L., Smith, H., Phillips, W. Bridging “town & gown” through innovative university-community partnerships // The Innovation Journal: The Public Sector Innovation Journal. – 2005. – Vol. 10. – No. 2. – Pp. 1–16.

23. Ornellas, A. Defining a taxonomy of employability skills for 21st-century higher education graduates // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAD’18). – 2018. – Pp. 1325–1332. – DOI:10.4995/HEAD18.2018.8197

24. United Nations. Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development. – 2017. – URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_71_313.pdf (date of access: 26.11.2023).

25. Zipp, G. P., Maher, C., Donnelly, E., Fritz, B., Snowdon, L. Academicians and neurologic physical therapy residents partner to expand clinical reflection using the SOLO taxonomy: a novel approach // Journal of Allied Health. – 2016. – Vol. 45. – No. 2. – Pp. 15E–20E.


Рецензия

Для цитирования:


Данкова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А., Валеев А.А. Таксономическая модель подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства «Педагогический вуз – Дошкольная образовательная организация». Образование и саморазвитие. 2024;19(4):162-181. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.13. EDN: PDEHKN

For citation:


Dankova V., Shikhova O., Shikhov Yu., Valeev A. Taxonomic Model of Training of Future Teachers in The System of Social Partnership “Pedagogical University – Preschool Educational Organization”. Education and Self-Development. 2024;19(4):162-181. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.13. EDN: PDEHKN

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)