Удовлетворенность студентов-медиков дистанционной формой организации практики: уроки пандемии COVID-19
https://doi.org/10.26907/esd.19.4.12
EDN: OKOAHW
Аннотация
Данное исследование позволило провести анализ удовлетворенности студентов медицинского направления подготовки организацией практики в условиях пандемии COVID-19. Исследование способствовало выявлению проблем в организации учебной и производственной практики в дистанционном формате. Дизайн исследования был основан на применении интернет-опроса с применением Google Forms и на обработке количественных данных с помощью описательной статистики. Для интерпретации результатов использовались визуализация данных с помощью гистограмм.
Выявлены затруднения руководителей практики в организации деятельности студентов в дистанционном формате. Во-первых, для решения поставленных задач руководители вынуждены были использовать разработанные в очень сжатые сроки цифровые образовательные ресурсы с сопровождающим онлайн-консультированием и использованием возможностей симуляционного центра, с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Во-вторых, мотивация студентов к прохождению практики в данном формате была явно снижена. В-третьих, у студентов отсутствовали навыки самоорганизации, их ожидания не совпадали с качеством практики в данном формате. И наконец, оценка студентами собственных усилий по освоению программы практики в данных условиях была также заниженной. Результаты исследования имеют практическую значимость, так как могут стать инструментом для дальнейшего изучения заявленной проблемы, например в других учебных заведениях или в других обстоятельствах.
Ключевые слова
Об авторах
Э. Г. ГалимоваРоссия
Эльвира Г. Галимова
Казань
Э. Р. Закирова
Россия
Эльвира Р. Закирова
Казань
Список литературы
1. Вишнева, Е. М., Евсина, М. Г., Богословская, Л. В., Кутепов, С. М. Роль производственной практики студентов лечебно-профилактического факультета в профессиональной подготовке специалистов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – Т. 12 – №3. – С. 480–483.
2. Захарова, У. С., Вилкова, К. А., Егоров, Г. В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. – 2021. –№1. – С. 115–137. – DOI:10.17323/1814-9545-2021-1-115-137
3. Киреева, Т. И. Производственная практика в клинической психологии как этап формирования профессиональной идентичности // Медицинская психология в России. – 2016. – Т. 8. – № 5. – С. 9. – DOI:10.24411/2219-8245-2016-15091
4. Кравцива, А. В., Литвинова, А. А., Асмоловский, А. В., Шаматкова, С. В. Психоэмоциональное состояние студентов-медиков, привлеченных к оказанию медицинской помощи в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. – 2021. – № 1. – С. 105–113.
5. Макоева, А. Ю., Накохова, Р. Р. Психологические особенности формирования профессиональной идентичности у медицинских работников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2019. – № 2. – С. 25–35. – DOI:10.18384/2310-7235-2019-2-25-35
6. Малютина, Т. В. Модель психолого-педагогического сопровождения становления профессиональной идентичности студентов-медиков // Медицинский альманах. – 2017. – №5(50). – С. 13–15.
7. Мартынович, Н. Н. Оценка удовлетворенности студентов медицинского университета дистанционным обучением на кафедре педиатрии в период самоизоляции // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2020. – № 4. – С. 98–100. –DOI:10.34215/1609-1175-2020-4-98-100
8. Письмо Минздрава России от 29.03.2020 N2 16-0/10/2-38 «О привлечении к оказанию медицинской помощи в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции обучающихся, получающих высшее и среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование». – URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minzdrava-Rossii-ot-29.03.2020-N-16-0_10_2-38/ (дата обращения: 15.05.2023).
9. Письмо Минздрава России от 29.03.2020 N2 16-0/10/2-39 «О порядке привлечения обучающихся, получающих высшее и среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование, к оказанию медицинской помощи в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции». – URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minzdrava-Rossii-ot-29.03.2020-N-16-0_10_2-39/ (дата обращения: 16.05.2023).
10. Приказ Минздрава РФ и Минобрнауки от 27.04.2020 N2 378/619 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». – URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/050/361/original/%D0%BE%D1%82_27.04.2020_%E2%84%96_378_619.pdf?1589378047 (дата обращения: 15.05.2023).
11. Уроки «СТРЕСС-ТЕСТА» вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, 2020. –URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
12. Chakma, T., Thomas, B. E., Kohli, S., Moral, R., Menon, G. R., Periyasamy, M., Venkatesh, U., Kulkarni, R. N., Prusty, R. K., Balu, V., Grover, A., Kishore, J., Viray, M., Venkateswaran, C., Mathew, G., Ketharam, A., Balachandar, R., Singh, P.K., Jakhar, K., … Panda, S. Psychosocial impact of COVID-19 pandemic on healthcare workers in India & their perceptions on the way forward - A qualitative study // Indian Journal of Medical Research. – 2021. – Vol. 153. – №5. – Pp. 637–648. – DOI:10.4103/ijmr.ijmr_2204_21
13. Lawande, N. N., Kenkre, T. D., Mendes, N. A., Dias, L. M., Dias, A. S. Perspectives of Indian medical students on e-learning as a tool for medical education in the country: a quantitative study // International Journal of Community Medicine and Public Health. – 2020. – Vol. 7. – № 9. – Pp. 3610–3616. – DOI:10.18203/2394-6040.ijcmph20203931
14. Mukharyamova, L., Ziganshina, A., Zhidjaevskij, A., Galimova, L., Kuznetsov, M. Medical students in Russia evaluate the training during the COVID-19 pandemic: a student survey // BMC Medical Education. – 2021. – Vol. 21. – No. 1 – 560. – DOI:10.1186/s12909-021-02997-x
15. Skochelak, S.E., Stack, S.J. Creating the Medical Schools of the Future. Academic medicine: journal of the Association of American Medical Colleges. – 2017. – Vol. 92. – No. 1. – Pp 16-19. DOI: 10.1097/ACM.0000000000001160
16. Topol, E. The Topol Review. Preparing the healthcare workforce to deliver the digital future. An independent report on behalf of the Secretary of State for Health and Social Care. – 2019. – URL: https://topol.hee.nhs.uk/wp-content/uploads/HEE-Topol-Review-2019.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
17. Torda, A. How COVID-19 has pushed us into a medical education revolution // Internal Medicine Journal. – 2020. – Vol. 50. – No. 9. – Pp. 1150–1153. – DOI:10.1111/imj.14882
18. Upadhayay, N. Clinical training in medical students during preclinical years in the skill lab // Advances in Medical Education and Practice. – 2017. – Vol. 8. – Рp. 189–194. –DOI:10.2147/AMEP.S130367
Рецензия
Для цитирования:
Галимова Э.Г., Закирова Э.Р. Удовлетворенность студентов-медиков дистанционной формой организации практики: уроки пандемии COVID-19. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):148-161. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.12. EDN: OKOAHW
For citation:
Galimova E., Zakirova E. Satisfaction of Medical Students with Distance Form of Practice Organization: Lessons from the COVID-19 Pandemic. Education and Self-Development. 2024;19(4):148-161. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.12. EDN: OKOAHW