Разработка инструмента оценки эффективности экспериментальной деятельности подростков на примере задач с физическим содержанием
https://doi.org/10.26907/esd.19.4.11
EDN: NTLDTB
Аннотация
В фокусе внимания статьи находится проблема повышения эффективности естественно-научного школьного образования (в частности, физического) на основе принципа задачности и построения занятий на экспериментальной деятельности. Базовой единицей построения такой модели является действие учащегося, мотивированное, осознанное, направленное на пробу решения задачи, поиск способа решения и возможность рефлексии и обобщения целенаправленных действий. Однако для оценки эффективности действий нужны качественные исследовательские инструменты, позволяющие собирать достоверные данные. Для решения этой задачи мы разработали инструмент и эмпирически проверили требования, предъявляемые к нему. Мы предположили, что такими требованиями являются: 1) соответствие структуре деятельности; 2) многофункциональность и устойчивость к замене оценивающего субъекта. Требования к инструменту были сформулированы авторами этой статьи на основе теории учебной деятельности В. В. Давыдова и теории психолого-педагогических измерений. Сбор данных осуществлялся с помощью невключенного наблюдения, оценка деятельности учащихся проводилась независимыми экспертами – асессорами – на основе аудио- и видеосъемки экспериментальных занятий в трех школах г. Южно-Сахалинска. Проверка требований осуществлялась на основе анализа экспертных суждений, а также с применением метрик согласованности – доли совпадений результатов и непараметрического коэффициента конкордации Кендалла. Анализ полученных данных показал: а) разработанный инструмент позволяет зафиксировать действия по решению задачи в соответствии с теоретической моделью; б) результаты наблюдений независимыми асессорами дают близкие оценки; это отразилось в приемлемых значениях показателей согласованности оценок.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. АдамскийРоссия
Александр И. Адамский
Москва
Н. И. Колачев
Россия
Никита И. Колачев
Москва
Список литературы
1. Адамский, А. И., Львовский, В. А. Институциональные разрывы деятельностного подхода в физическом образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – Т. 17. – №. 1. – С. 96–113. – DOI:10.25688/2076-9121.2023.17.1.05
2. Басюк, В. С., Ковалева, Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – №. 4(61). – С. 13–33.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
4. Кумбс, Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Пер. с англ. С. Л. Володиной [и др.]. – М.: Прогресс, 1970. – 261 с.
5. Львовский, В. А., Янишевская, М. А., Якушина, Е. В. Деятельностный подход к обучению предметам естественно-научного цикла – залог формирования у обучающихся навыков, необходимых в реальной жизни // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2021. – Т. 36. – №. 1. – С. 42–46.
6. Михайлов, Ф. Т. Загадка человеческого Я. – М.: Политиздат, 1976. – 287 с.
7. Пентин, А. Ю., Ковалева, Г. С., Давыдова, Е. И., Смирнова, Е. С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. – 2018. – №. 1. – С. 79–109. – DOI:10.17323/1814-9545-2018-1-79-109
8. Пентин, А. Ю., Никифоров, Г. Г., Никишова, Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – №. 4(61). – С. 80–97.
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/?ysclid=lkc9kpttmg502725260 (дата обращения: 18.07.2023)
10. Рабочая программа основного общего образования. Физика. Базовый уровень / Институт стратегии развития образования. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizika_proekt_.htm?ysclid=lk7yi2yd61688715464 (дата обращения: 18.07.2023).
11. Семенов, А. Л., Зискин, К. Е. Концепция расширенной личности как ориентир цифрового пути образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – Т. 2289. – С. 530–535.
12. Совместная учебная деятельность и развитие детей / Коллективная монография. Под редакцией В. В. Рубцова, И. М. Улановской. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 352 с.
13. Страннолюбский, А. Н. Состояние народного образования в селах Европейской России // Русская школа. – 1893. – № 4. – С. 107–143.
14. Чулкова, Г. М. Инновации в системе высшего образования // Управление наукой: теория и практика. – 2022. – Т. 4. – № 3. – С. 129–140. – DOI:10.19181/smtp.2022.4.3.9
15. Cattel, R. B. Structured Personality-learning Theory: A Wholistic Multivariate Research Approach. – New York, NY: Praeger, 1983. – 466 p.
16. Gisev, N., Bell, J. S., Chen, T. F. Interrater agreement and interrater reliability: key concepts, approaches, and applications // Research in Social and Administrative Pharmacy. – 2013. – Vol. 9. – No. 3. – Pp. 330–338. – DOI:10.1016/j.sapharm.2012.04.004
17. Jalil, S., Ali, M. S., Haris, A. Development and validation of science process skills instrument in physics // Journal of Physics: Conference Series. – 2018. – Vol. 1028. – No. 1. – URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1028/1/012203/pdf (accessed: 02.05.2024)
18. Krüger J. T., Höffler T. N., Wahl M., Knickmeier K., Parchmann I. Two comparative studies of computer simulations and experiments as learning tools in school and out-of-school education // Instructional Science. – 2022. – Vol. 50. – Pp. 169–197. – DOI:10.1007/s11251-021-09566-1
19. Moslem, S., Ghorbanzadeh, O., Blaschke, T., Duleba, S. Analysing stakeholder consensus for a sustainable transport development decision by the fuzzy AHP and interval AHP // Sustainability. – 2019. – Vol. 11. – No. 12. – DOI:10.3390/su11123271
20. OECD. PISA 2025 Science Framework (Draft). 2023. – URL: https://pisa-framework.oecd.org/science-2025/assets/docs/PISA_2025_Science_Framework.pdf (accessed: 02.05.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Адамский А.И., Колачев Н.И. Разработка инструмента оценки эффективности экспериментальной деятельности подростков на примере задач с физическим содержанием. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):133-147. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.11. EDN: NTLDTB
For citation:
Adamsky A., Kolachev N. Development of an Instrument for Assessing the Effectiveness of Adolescents' Experimental Activity Based on Solving Physics-Oriented Tasks. Education and Self-Development. 2024;19(4):133-147. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.4.11. EDN: NTLDTB