Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Разработка и апробация методики диагностики способности студентов к инновационной предпринимательской деятельности «СИНПРЕД»

https://doi.org/10.26907/esd.19.2.09

EDN: IZNLDI

Аннотация

В связи с необходимостью обеспечения экономического роста и конкурентоспособности России актуальным для страны является развитие молодёжного инновационного предпринимательства. Это требует не только реализации соответствующих образовательных программ, но и отбора в них молодых людей на основании эффективной оценки способностей и готовности к созданию бизнеса. Цель исследования – разработать и апробировать психодиагностическую методику, решающую проблему оперативной диагностики способности студентов к инновационному предпринимательству. Тест построен на основе предложенной М. В. Прохоровой, О. Л. Белоконь модели психических детерминант эффективной предпринимательской деятельности, связанной с инновациями. Методика включает в себя: инструкцию; 56  утверждений, согласие с которыми испытуемый выражает по 7-балльной шкале; ключ для обработки первичных данных, нормированные баллы (стены), разработанные для двух групп испытуемых (женщины и мужчины); руководство по обработке и интерпретации результатов диагностики. Для эмпирического обоснования методики использовались выделенные экспертами индикаторы поведения студентов. Проверка дискриминативности, трудности, внутренней согласованности, надёжности теста осуществлялась на выборке из 180 студентов. Выборку для оценки валидности методики составили 152 студента. Для определения факторной структуры теста и его стандартизации использовались результаты опроса 308 студентов. Установлено, что разработанная методика имеет высокий уровень дискриминативности и ретестовой надёжности. Все задания теста согласованы между собой. Шкалы методики имеют достаточный уровень валидности. В ходе апробации теста выявлены значимые различия между женщинами и мужчинами по четырём первичным шкалам: лидерство, креативность, нонконформизм, ранний предпринимательский опыт. Полученные различия дополнительно подтверждают дискриминативную способность и критериальную валидность теста, а также задают перспективы научных исследований, выявляющих особенности детерминации и формирования склонности к инновационному предпринимательству, обусловленные полом. 

Об авторах

М. В. Прохорова
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Мария В. Прохорова

Нижний Новгород, Россия



Л. А. Козлова
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Лия А. Козлова

Нижний Новгород, Россия



В. С. Кравченко
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Валентина С. Кравченко

Нижний Новгород, Россия



Список литературы

1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2008. – 378 с.

2. Бутрюмова, Н. Н., Слепнёва, Ю. Н. Вовлечение студентов в инновационное предпринимательство: опыт НИУ-ВШЭ – Нижний Новгород // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2016. – №1. – С.91–124.

3. Гафуров, И. Р., Васильев, В. Л. Задачи инновационного развития России и мировой рейтинг конкурентоспособности // Инновации. – 2012. – № 4(162). – С. 81–93.

4. Головей, Л. А. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации / под ред. А. А. Крыловой (ред.) // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1990. – С. 112–117.

5. Замфир, К. Удовлетворённость трудом. Мнение социолога. – М.: Политиздат, 1983. – 142 с. Заседание Совета по науке и образованию [Электронный ресурс]: URL: www.kremlin.ru/events/president/news/70473 (дата обращения: 16.02.2023).

6. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – М.: Речь, 2004. – 97 с.

7. Клочко, В. Е., Краснорядцева, О. М., Мацута, В. В., Подойницина, М. А., Стариченко, О. Н., Чучалова, О. Н. Психодиагностические технологии выявления потенциала инновационноcти и одаренности молодежи: учеб. пособие – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2013. – 172 с.

8. Корчагина, И. В., Рогова, К. В., Корчагина, Р. Л. Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – № 16. – С. 2301–2316. – DOI:10.18334/rp.18.16.38218

9. Краснорядцева, О. М., Баланев, Д. Ю., Щеглова, Э. А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 40. – С.164–175.

10. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 443 c.

11. Масалимова, А. Р., Вакс, В. Б., Квон, Г. М. Влияние инновационных технологий на формирование профессиональных компетенций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №9. – С. 787–798. –DOI:10.24422/MCITO.2018.9.16656

12. Палкина, М. В., Палкин, А. Ю. Инновационное предпринимательство: понятие и специфика // Инновационное развитие экономики. – 2015. – № 6(30). – С. 22-27.

13. Прохорова, М. В. Мотивационные характеристики трудовой деятельности работников в эпоху молодости // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2022. – Т. 41. – С. 47–59. – DOI:10.26516/2304-1226.2022.41.47

14. Прохорова, М. В., Белоконь, О. Л. Психические детерминанты эффективной предпринимательской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – №5(1). – С. 396–402.

15. Прохорова, М. В., Терегулова, А. Д. Диагностика адапторско-инноваторского когнитивного стиля // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – №2(1). – С. 400–406.

16. Реан, А. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2016. – 286 с.

17. Удальцова, Н. Л. Инновационное предпринимательство и стратегия развития инновационных компаний // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Т. 12. –№1. – С. 259–276. – DOI:10.18334/vinec.12.1.114176

18. Чепьюк, О. Р., Бедный, А. Б., Плехова, Ю. О. Предпринимательское образование в исследовательском университете // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2022. – № 2(66). – С. 157–163. –DOI:10.52452/18115942_2022_2_157

19. Bradley, S. W., Kim, P. H., Klein, P. G., McMullen, J. S., Wennberg, K. Policy for innovative entrepreneurship: institutions, interventions, and societal challenges // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2021. – Vol. 15. – No. 2. – P. 167–184. – DOI:10.1002/sej.1395

20. Crudu, R. The Role of Innovative Entrepreneurship in the Economic Development of EU Member Countries // Journal of Entrepreneurship, Management and Innovation (JEMI). –2019. – Vol. 15. – No. 1. – P. 35–60. – DOI:10.7341/20191512


Рецензия

Для цитирования:


Прохорова М.В., Козлова Л.А., Кравченко В.С. Разработка и апробация методики диагностики способности студентов к инновационной предпринимательской деятельности «СИНПРЕД». Образование и саморазвитие. 2024;19(2):116-138. https://doi.org/10.26907/esd.19.2.09. EDN: IZNLDI

For citation:


Prokhorova M., Kozlova L., Kravchenko V. Design and Approbation of a Test of Diagnosing Students’ Ability to Innovative Entrepreneurial Activity “SINPRED”. Education and Self-Development. 2024;19(2):116-138. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.2.09. EDN: IZNLDI

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)