Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Обусловленность понимания социальной причинности глухими младшими школьниками особенностями семьи

https://doi.org/10.26907/esd.19.2.07

EDN: IKMBJS

Аннотация

Социальное развитие детей в значительной степени детерминировано качеством межличностного взаимодействия. Чтобы ребенок мог участвовать в ситуациях общения как полноценный субъект, ему необходимо иметь представления о социальной причинности и практические навыки определения причинно-следственных связей между действиями участников коммуникации. Для глухих детей установление логики социальных отношений, их адекватная оценка представляют значительные трудности. Прослеживается зависимость между эмоциональным и социальным развитием глухих детей и особенностями родительской семьи. Если эмоциональные отношения между глухими детьми и глухими родителями похожи на отношения в слышащих семьях, то взаимодействие глухого ребенка и его слышащих родителей не отличается успешностью и пониманием. Целью статьи является анализ влияния особенностей семьи с глухими и слышащими родителями на общий уровень развития понимания ребенком социальной причинности, что позволит оптимизировать данный процесс в условиях семьи и образовательной организации.
Представлены результаты экспериментального исследования, содержащие качественный анализ эмпирических данных. Установлено, что обедненность понимания социальной причинности у глухих детей, имеющих слышащих родителей, в значительной мере обусловлена неумением взрослых вызвать ребенка на эмоциональное общение. Глухие младшие школьники, имеющие глухих родителей, демонстрируют более высокий уровень понимания социальной причинности по сравнению с глухими сверстниками, родители которых не имеют патологии слуха.
Результаты исследования можно использовать в качестве основы для коррекционно-развивающей работы с глухими младшими школьниками и их семьями по развитию понимания социальной причинности.

Об авторах

О. И. Кокорева
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Россия

Оксана И. Кокорева

Тула, Россия



Н. А. Пешкова
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Россия

Наталья А. Пешкова

Тула, Россия



С. Н. Башинова
Казанский федеральный университет
Россия

Светлана Н. Башинова

Казань, Россия



В. А. Хамдамова
Кокандский государственный педагогический институт
Узбекистан

Венера А. Хамдамова

Коканд, Узбекистан



Список литературы

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства. – М.: Когито-Центр, 2008. – 500 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – С. 216–218.

3. Драпкин, Б. З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любовью). – М.: ДеЛи, 2020. – 238 с.

4. Емельянов, Ю. И. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. – 167 с.

5. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – М.: Каро, 2006. – 672 с.

6. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 192 с.

7. Казаченко, К. А. Онтогенетические и социальные предосылки формирования социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Научные тенденции: Педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XII международной научной конференции. – СПб.: Издательство: ЦНКMHИФ «Общественная наука». – 2017. – С. 25-28.

8. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Издво МГУ, 1984. – С. 127–137.

9. Китаева, И. В. Диагностика развития представлений о социальной причинности // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: Проблемы, поиски, перспективы. Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ, 2002. – С. 129–132.

10. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слабослышащих младших школьников // Дефектология. – 1989. – № 4. – С. 66–70.

11. Субботский, Е. В. Развитие у ребенка представлений о причинности // Вопросы психологии. – 1989. – № 3. – С. 158–166.

12. Чеснокова, О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. – 2005. – №6. – С. 35–45.

13. Чеснокова, О. Б. Развитие представлений детей о социальной причинности // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 35–47.

14. Харламенков, А. Е. Формирование коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 4. – С. 234–241.

15. Buchsbaum, D., Seiver, E., Bridgers, S., Gopnik, A. Learning about causes from people and about people as causes: probabilistic models and social causal reasoning // Advances in Child Development and Behavior. – 2012. – Vol. 43. – P. 125–160. – DOI:10.1016/B978-0-12-397919-3.00005-8

16. Kihlstrom, J. F., Cantor, N. (2000). Social intelligence / R. J. Sternberg (Ed.) // Handbook of intelligence Cambridge University Press, 2000. – P. 359–379. –DOI:10.1017/CBO9780511807947.017

17. Miller, P. H., Aloise-Young, P. A. Revisiting Young Children's Understanding of the Psychological Causes of Behavior // Child Development. – 2018. – Vol. 89. – No. 5. – P. 1441–1461. – DOI:10.1111/cdev.12891

18. Ruble, D., Rholes, W. The development of children's perception and attributions about social and nonsocial world / J. H. Harvey, W. J. Ickes, R. F. Kidd // New directions in attribution research. – 1981. – Vol. 3. – P. 3–36.

19. Thorndike, E. l. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. – 1920. – Vol. 140. – P. 227–235.

20. Sacks, O. Seeing Voices. – New York City: Doubleday, 1989. – 240 p.

21. Schlesinger, H. S., Meadow, K. P. Sound and Sign: Childhood Deafness and Mental Health. – Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1972. – 265 p.

22. Schein, J. D. Speaking the Language of Sign: The Art and Science of Signing. – Garden City, N.Y.: Doubleday, 1984. – 356 p.

23. Sobel, D. M., Kirkham, N. Z. The influence of social information on children's statistical and causal inferences // Advances in Child Development and Behavior. – 2012. – Vol. 43. – P. 321–350.


Рецензия

Для цитирования:


Кокорева О.И., Пешкова Н.А., Башинова С.Н., Хамдамова В.А. Обусловленность понимания социальной причинности глухими младшими школьниками особенностями семьи. Образование и саморазвитие. 2024;19(2):85-99. https://doi.org/10.26907/esd.19.2.07. EDN: IKMBJS

For citation:


Kokoreva O., Peshkova N., Bashinova S., Khamdamova V. The Conditioning of Understanding of Social Causality by Deaf Primary School Students on Family Characteristics. Education and Self-Development. 2024;19(2):85-99. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.2.07. EDN: IKMBJS

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)