Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Формирование эмоционального благополучия младших школьников через сказкотерапию

https://doi.org/10.26907/esd.19.2.06

EDN: HNODVU

Аннотация

Психологическое, эмоциональное благополучие детей – одна из самых обсуждаемых проблем в современных научных исследованиях. В исследованиях отечественных психологов было установлено, что 37% детей обладает повышенной и 16% детей высокой общей школьной тревожностью. Обучение в школе, переживания по поводу оценок и успеваемости являются главной причиной повышенного беспокойства школьников. Одним из условий развития личности ребенка является эмоциональное благополучие, которое можно развивать через сказкотерапию. Метод сказкотерапии позволяет развивать эмоциональное благополучие детей, поскольку использует метафорические ресурсы сказки, создает условия для поддержания устойчивого эмоционально-положительного состояния и удовлетворенности жизнью.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования сказкотерапии в формировании эмоционального благополучия школьников. Выбраны диагностики: 1) тестовые задания «Волшебная страна чувств» (авторы: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, Д. А. Фролов); 2) тестовый опросник САН (методика В. А. Доскина). Создана программа сказкотерапии «Мои эмоции» для развития эмоционального благополучия учащихся начальной школы. Исследование показало положительную динамику роста числа детей в экспериментальной группе, демонстрирующих эмоциональное благополучие, чувство радости, мотивацию к учебе и общению со сверстниками. Разработанная программа по сказкотерапии «Мои эмоции» может быть использована учителями начальной школы для развития эмоционального благополучия детей во внеурочной деятельности, для профессиональной подготовки педагогов и психологов.

Об авторе

Л. А. Камалова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Лера А. Камалова

Казань, Россия



Список литературы

1. Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. – М.: Литера-принт, 2009. – 237 c.

2. Брэдберн, Н. Структура психологического благополучия. – М.: Инфра, 2005. – 320 c.

3. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. – М.: Генезис, 2015. – 288 c.

4. Гурко, Т. А. Благополучие детей в различных семейных структурах: обзор результатов зарубежных исследований // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2021. – №1(61). – С. 45–53. – DOI:10.52452/18115942_2021_1_45

5. Егорова, М. А., Заречная, А. А. Позитивные стратегии психологической поддержки субъективного благополучия школьников // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11. – № 3. – С. 38–47. – DOI:10.17759/jmfp.2022110304

6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Зинкевич, А. К. Воспитание Доброй Сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей. – СПб.: Портал, 2021.– 288 c.

7. Иванкова, Н. В., Захлебаева, В. В., Садуева, Ш. Ж. Использование сказкотерапии в работе с гиперактивными детьми // Наука и реальность. – 2020. – № 2. – С. 58–60.

8. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013. – 783 c.

9. Корнеева, Т. П. Сказкотерапия как метод диагностики и психотерапии // Форум. Гуманитарные и экономические науки. – 2016. – № 1(7). – С. 144–148.

10. Легкая, У. А., Курбонова, Н. М., Сапожникова, Е. Е. Исследование эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста из семей с разным социальным статусом // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 2. – С. 1–11.

11. Любушкина, Л. А., Павлов, А. Ф. Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей // Сборник XXVIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 829–832.

12. Пустовойтова, О. В., Шепилова, Н. А., Чернобровкин, В. А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 317–321.

13. Салимова, А. Ш. Сказкотерапия и её функции // Вестник науки. – 2019. – Т. 3 – № 2. – С. 34–37.

14. Сергиенко, Е. А., Марцинковская, Т. Д., Изотова, Е. И., Лебедева, Е. И., Уланова, А. Ю., Дубовская, Е. М. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы. – М.: Дрофа, 2019. – 248 c.

15. Фархшатова, И. А. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей младшего школьного возраста // Концепт. – 2021. – №. 6. – С. 55–64. – DOI:10.24412/2304-120X-2021-11041

16. Ферапонтова, Л. П. Способность к идентификации эмоциональных состояний и эмпатии как критерии эмоционального благополучия в младшем школьном возрасте // Поволжский педагогический вестник. – 2019. – Т. 7. – № 1. – C. 40–44.

17. Фрейд, З. Толкование сновидений. – СПб: Питер, 2018. – 576 c.

18. Фролова, Я. В. Использование приёмов сказкотерапии на уроках родной литературы как средства развития творческих способностей и личностных качеств учащихся // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2020. – № 2(30). – С. 29–31.

19. Хитрова, Н. В. Эмоциональное благополучие младшего школьника // Этос: естественное и искусственное совершенствование человека. – 2019. – С. 247–251.

20. Шамионов, Р. М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – № 1. – С. 80–86.

21. Arslan, G., Coşkun M. (2020). Student subjective wellbeing, school functioning, and psychological adjustment in high school adolescents: A latent variable analysis // Journal of Positive School Psychology. – 2020. – Vol. 4. – No. 2. – P. 153–164. –DOI:10.47602/jpsp.v4i2.231

22. Buehler, C. (2020). Family processes and children's and adolescents' well‐being // Journal of Marriage and Family. – 2020. – Vol. 82. – No. 1. – P. 145–174. – DOI:10.1111/jomf.12637

23. Diener, E. (2000). Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55. – No. 1. – P. 34–43. –DOI:10.1037/0003-066X.55.1.34

24. Furlong, M., Smith, D. C., Springer, T., Dowdy, E. (2021). Bored with school! Bored with life? Wellbeing characteristics associated with a school boredom mindset // Journal of Positive School Psychology. – 2021. – Vol. 5. – No. 1. – P. 42–64. – DOI:10.47602/jpsp.v5i1.261

25. Latorre-Cosculluela, C., Sierra-Sánchez, V., Rivera-Torres, P., & Liesa-Orús, M. (2022). Emotional well-being and social reinforcement as predictors of motivation and academic expectations // International Journal of Educational Research. – 2022. – Vol. 115. – Article No. 102043. – DOI:10.1016/j.ijer.2022.102043

26. Linley, P. A., Maltby, J., Wood, A. M., Osborne, G., Hurling, R. Measuring happiness: The higher order factor structure of subjective and psychological well-being measures // Personality and individual differences. – 2009. – Vol. 47. – No. 8. P. 878–884. –DOI:10.1016/j.paid.2009.07.010

27. Mustillo, S., Li, M., Wang W. (2020). Parent work-to-family conflict and child psychological wellbeing: Moderating role of grandparent coresidence // Journal of Marriage and Family. – 2020. – Vol. 83. – No. 1. – P. 27–39. – DOI:10.1111/jomf.12703

28. Ryff, C. D., Singer, B. H. (2008). Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. – 2008. – Vol. 9. – P. 13–39. – DOI:10.1007/s10902-006-9019-0

29. Telef, B. B. (2020). Hope and life satisfaction in elementary school students: Mediation role of affective experiences // Journal of Positive School Psychology. – 2020. – Vol. 4. – No. 2. – P. 176–186. – DOI:10.47602/jpsp.v4i2.232


Рецензия

Для цитирования:


Камалова Л.А. Формирование эмоционального благополучия младших школьников через сказкотерапию. Образование и саморазвитие. 2024;19(2):70-84. https://doi.org/10.26907/esd.19.2.06. EDN: HNODVU

For citation:


Kamalova L. Formation of Emotional Well-Being of Younger Schoolchildren Through Fairy Tale Therapy. Education and Self-Development. 2024;19(2):70-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.2.06. EDN: HNODVU

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)