Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Навыки как результат обучения предпринимательству в России: спрос и предложение

https://doi.org/10.26907/esd.19.1.12

EDN: SNTVWT

Аннотация

Ключевая цель исследования заключается в выявлении и соотнесении навыков, необходимых предпринимателю, и навыков, которые определены ведущими образовательными программами по предпринимательству в формальном и неформальном секторах России. Авторы рассматривают навыки с помощью двух подходов: теории человеческого капитала, включая различение общего и специфического капитала, и концепции, предложенной М. Добряковой и И. Фруминым, которая предполагает различение трех типов образовательных результатов: компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими людьми и компетентность взаимодействия с собой. Эмпирический материал статьи базируется на выборке из 82 респондентов, имеющих опыт предпринимательской деятельности и опыт обучения предпринимательству в рамках девяти образовательных программ в России. Данные были собраны методом полуструктурированных интервью.
В результате исследования удалось выявить разрыв между навыками, которые необходимы предпринимателям, и навыками, полученными по программам обучения предпринимательству. У респондентов более выражен запрос на общий человеческий капитал, тогда как полученное ими образование фокусировалось прежде всего на развитии специфического капитала. Среди общего человеческого капитала у респондентов наиболее заметен запрос на компетентность взаимодействия с собой (навыки саморегуляции, контроля над собой и пр.). Также востребованы, как важные для практики, навыки коммуникации и навыки работы с риском. Выявленные результаты говорят о необходимости существенного совершенствования программ обучения предпринимательству с учетом спроса на навыки со стороны практики.

Об авторах

П. С. Сорокин
НИУ Высшая школа экономика
Россия

Москва



С. Е. Черненко
НИУ Высшая школа экономика
Россия

Москва



Ю. А. Вятская
НИУ Высшая школа экономика
Россия

Москва



Список литературы

1. Добрякова, М. С., Фрумин, И. Д., Баранников, К. А., Реморенко, И. М., Зиил, Н., Мосс, Дж., Хаутамяки, Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реаль- ности / Под общ. ред.: М. С. Добрякова, И. Д. Фрумин. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 472 с. – DOI:10.17323/978-5-7598-2177-9

2. Сорокин П. С., Черненко С. Е., Повалко А. Б. Обучение предпринимательству в вузах Рос- сии и мира: зачем, как и с какими результатами? / Отв. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Ч.: Современная аналитика образования. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, – 2020. – 48 c.

3. Сорокин, П. С., Вятская, Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключе- вые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – № 1. – С. 11-52. – DOI:10.17853/1994-5639-2022-1-11-52

4. Сорокин, П. С., Повалко, А. Б., Вятская, Ю. А. Открытые инициативы по обучению пред- принимательству: характеристика российского поля // Форсайт. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 22–31. – DOI:10.17323/2500-2597.2021.4.22.31

5. Ступницкая, М. А., Алексеева, С. И., Налобина, А. Н. Инструментарий оценки универсаль- ных компетенций (soft skills) у студентов педагогического вуза // Образование и самораз- витие. – 2022. – Т. 17. – №1. – С. 221–232. – DOI:10.26907/esd.17.1.17

6. Фрумин, И. Д., Добрякова, М. С., Баранников, К. А., Реморенко, И. М. Универсальные компе- тентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образова- ния. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с.

7. Becker, G. Nobel Lecture: The Economic Way of Looking at Behavior // Journal of Political Economy. – 1993. – Vol. 101. – No. 3. – P. 385–409. – URL: jstor.org/stable/2138769

8. Bernhardt, J., Schaad, G., Boman, J., Ambros, M., Činčera, J., Biberhofer, P. Joint CASE Report on Cooperation between higher education institutions and companies and Evaluation of regional pilots. Case (Competencies for A sustainable Socio-Economic development). – 2017. – 180 p. – URL: https://www.case-ka.eu/wp/wp-content/uploads/2018/03/WP-5_6-Joint-CASE-Report-on-Cooperation.pdf

9. Davey, T., Hannon, P., Penaluna, A. Entrepreneurship education and the role of universities in entrepreneurship: Introduction to the special issue // Industry and higher education. – 2016. – Vol. 30. – No. 3. – P. 171–182. – DOI:10.1177/0950422216656699

10. Mitchelmore, S., Rowley, J. Entrepreneurial competencies: A literature review and development agenda // International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research. – 2010. – Vol. 16. – No. 2. – P. 92–111. – DOI:10.1108/13552551011026995

11. Nabi, G., Liñán, F., Fayolle, A., Krueger, N., Walmsley, A. The impact of entrepreneurship education in higher education: A systematic review and research agenda // Academy of Management Learning & Education. – 2017. – Vol. 16. – No. 2. – P. 277–299. – DOI:10.5465/amle.2015.0026

12. National Research Council. Education for life and work: Developing transferable knowledge and skills in the 21st century. – Washington, DC: The National Academies Press, 2012. – 256 p.

13. Oosterbeek, H., Van Praag, M., Ijsselstein, A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation // European economic review. – 2010. – Vol. 54. – No. 3. – P. 442–454.– DOI:10.1016/j.euroecorev.2009.08.002

14. Raineri, E. M., Kuntz, A., Resig, J. The Utilization of Instructional Technologies to Augment Traditional Instructional Strategies Within Online Undergraduate Entrepreneurship Programs // Journal of Higher Education Theory & Practice. – 2021. – Vol. 21. – No. 8. – P. 51–70.

15. Sandström, C., Wennberg, K., Wallin, M. W., Zherlygina, Yu. Public policy for academic entrepreneurship initiatives: A review and critical discussion // The Journal of Technology Transfer. – 2018. – Vol. 43. – No. 5. – P. 1232–1256. – DOI: 10.1007/s10961-016-9536-x

16. Sorokin, P., Chernenko, S. Skills as declared learning outcomes of entrepreneurship training in higher education institutions across the globe: Classification and analysis with a focus on thinking skills // Thinking Skills and Creativity. – 2022. – Vol. 46. – P. 101177. – DOI:10.1016/j.tsc.2022.101177

17. Sorokin, P., Froumin, I., Chernenko, S. Entrepreneurship Education in Post-Soviet Higher Education Systems: Moving into or Resisting Global Entrepreneurial Culture // Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings. Emerald Publishing Limited. – 2022. – Vol. 82. – P. 161– 215. – DOI:10.1108/S0733-558X20220000082008

18. Stenholm, P., Ramstrom, J., Franzén, R., Nieminen, L. Unintentional teaching of entrepreneurial competences // Industry and Higher Education. – 2021. – Vol. 35. – No. 4. – P. 505–517. – DOI:10.1177/0950422221101806

19. Tittel, A., Terzidis, O. Entrepreneurial competences revised: developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences // Entrepreneurship Education. – 2020. – Vol. 3. – No. 1. – P. 1–35. – DOI:10.1007/s41959-019-00021-4

20. Tovar, E., Piedra, N., López, J., Chizaiza, J. Open education practices as answer to new demands of training in entrepreneurship competences: The role of recommender systems // In: Zvacek, S., Restivo, M., Uhomoibhi, J., Helfert, M. (Eds.). International Conference on Computer Supported Education. Springer, Cham. – 2016. – Vol. 583. – P. 3–18.

21. Von Graevenitz, G., Harhoff, D., Weber, R. The effects of entrepreneurship education // Journal of Economic behavior & organization. – 2010. –Vol. 76. – No. 1. – P. 90–112. – DOI:10.1016/j.jebo.2010.02.015


Рецензия

Для цитирования:


Сорокин П.С., Черненко С.Е., Вятская Ю.А. Навыки как результат обучения предпринимательству в России: спрос и предложение. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):159-174. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.12. EDN: SNTVWT

For citation:


Sorokin P., Chernenko S., Vyatskaya Y. Skills as a Result of Entrepreneurship Training in Russia: Supply and Demand. Education and Self-Development. 2024;19(1):159-174. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.12. EDN: SNTVWT

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)