Речевой портрет детей коренных малочисленных народов севера в процессе обучения математике
https://doi.org/10.26907/esd.18.1.14
Аннотация
В статье представлено научное описание коллективного речевого портрета учащихся основной школы в процессе обучения математике в сельских образовательных организациях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Материалом для научного описания коллективного речевого портрета в контексте двуязычия послужили результаты исследований, проведенных в 4-х регионах России: в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе − Югра. Всего исследованием были охвачены 165 респондентов (учащиеся, учителя и родители).
В ходе исследования были проанализированы научная литература и статистические данные по исследуемым регионам. Имели место такие методы исследования как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, транскрибация аудиозаписей, количественный и качественный анализ устных и письменных работ.
Теоретико-методологической базой исследования явились работы ученых, посвященные проблемам языковой личности, речевого портрета, формирования и развития математической речи.
При создании речевого портрета были учтены социокультурные, социолингвистические, психолого-педагогические, этнолингвистические факторы, влияющие на развитие устной и письменной математической речи. Проанализированы аудиозаписи устной речи и письменные проверочные работы учащихся.
Результаты исследования могут оказать методическую помощь при организации образовательной деятельности по развитию математической речи.
Ключевые слова
Об авторе
Н. И. СпиридоноваРоссия
Наталья И. Спиридонова
Якутск
Список литературы
1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Алышева, Ю. С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2012. – 22 с.
3. Алюнина, О. Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях: материалы региональной научно-методической интернет-конференции «Лингвистика и лингводидактика на рубеже веков: теоретические и прикладные аспекты». – Ставрополь, 2010. – C. 106-109.
4. Багироков, Х. З., Блягоз, З. У. К вопросу о понятиях «Родной язык» и «Неродной язык» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2012. – №2. – С. 130-133.
5. Васильева, Н. Н., Никифорова, Е. П. Работа по формированию коммуникативной компетенции младших школьников на уроках якутского языка: синтаксический уровень // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 11(79). – С. 88-92.
6. Гафарова, А. С. Речевой портрет: социолингвистические характеристики. автореф. Дис. … канд. филол. наук: 10.02.19; Тверской гос. ун-т. – Тверь, 2006. – 20 с.
7. Голубева, И. В. Фрагмент речевого портрета современной женщины (на материале качественно-количественного анализа конструкций, осложняющих структуру простого предложения) // Известия ВГПУ. – 2012. – Т. 70. – № 6. – С. 54-57.
8. Земская, Е. А. Язык русского зарубежья: итоги и перспективы исследования // Русский язык в научном освещении. – 2001. – № 1. – С. 114-131.
9. Иванцова, Е. В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. – 2008. – №3(4). – С. 27-43.
10. Инфантова, Г. Г. Язык. Речь. Личность: монография / Отв. редактор Сенина Н.А. – Ростов н/Д: Легион, 2008. − 504 с.
11. Караулов, Ю. Н., Красильникова, Е. В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. – М.: Наука, 1989. – С. 3-10.
12. Китайгородская, М. В., Розанова, Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М.: Наука, 1995. − 128 с.
13. Леорда, С. В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01; Саратовский гос. ун-т. – Саратов, 2006. – 19 с.
14. Матвеева, Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – СПб., 1993. − С. 449.
15. Михайлова, И. С. Работа над речевым портретом на уроке русского языка в 8 классе средней школы // Филологический класс. – 2019. – Т. 56. – № 2. – С. 132-137. – DOI 10.26170/FK19-02-1
16. Осетрова, Е. В. Речевой портрет политического деятеля // Лингвистический ежегодник Сибири / ред. Т.М. Григорьева. – Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1999. – С. 58-66.
17. Сигуан, М., Макки, У. Ф. Образование и двуязычие. − М.: Педагогика, 1990. − 181 с.
18. Солодянкина, Н. В., Хвостова, А. В. Речевой портрет студента-филолога // Материалы Международной научной конференции «Русская языковая личность в современном коммуникативном пространстве» (г. Бийск, 22-23 ноября 2012 года). – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО». – 2012. – С. 155-159.
19. Супрун, А. Е. Два типа двуязычия, транспозиция и интерференция // Русский язык в национальной школе. – 1977. – № 5. – С. 48-50.
20. Сухих, С. А., Зеленская, В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. – Краснодар: КубГУ, 1997. – 72 с.
21. Тарасенко, Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19; Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 2007. − 25 с.
22. Фесенко, О. П. Фонетическая составляющая речевого портрета современной молодежи (на примере речи курсантов военного вуза) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2018. – Т. 17. – № 3. – С. 91-98. – DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.3.9
23. Хамраева, Е. А. Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка: в аспекте моделирования учебных средств: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02; Московский гос. пед. ун-т. – М., 2004. – 416 с.
24. Шармин, Д. В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02; Омский гос. пед. ун-т. − Омск, 2005. − 209 с.
25. Barasheva, D. Y. Genetic aspect in psychic-social conditions of forming language ability // The Second International conference on development of psychological science in Eurasia. Vienna: “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. – 2014. – Pp. 3-7. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2018.3.9
26. Cummins, J. The role of primary language development in promoting education success for language minority students // Schooling and language minority students: A theoretical framework. – Los Angeles: California State Department of Education. – 1981. – Pp. 3-49. DOI:10.13140/2.1.1334.9449
27. Morek, M., Heller, V. Bildungssprache‒Kommunikative, epistemische, soziale und interaktive Aspekte ihres Gebrauchs // Zeitschriſt für angewandte Linguistik. – 2012. – Vol. 57. – No. 1. – Pp. 67-101. – DOI:10.1515/zfal-2012-0011
28. Paetsch, J., Felbrich, A., Stanat, P. Der Zusammenhang von sprachlichen und mathematischen Kompetenzenbei Kindernmit Deutsch als Zweitsprache // Zeitschriſt für Pädagogische Psychologie. – 2015. – Vol. 29. – No. 1. – Pp. 19-29. – DOI:10.1024/1010-0652/a000142
29. Paetsch, J., Radmann, S., Felbrich, A., Lehmann, R., Stanat, P. Sprachkompetenz als Prädiktor mathematischer Kompetenzentwicklung von Kindern deutscher und nicht-deutscher Familiensprache // Zeitschriſt für Entwicklungspsychologie und pädagogische Psychologie. – 2016. – Vol. 48. – No. 1. – Pp. 27-41. – DOI:10.25656/01:14989
30. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. – Paris: OECD Publishing, 2019. – 308 p.
31. Tarelli, I., Schwippert, K., Stubbe, T. C. Mathematische und naturwissenschaſtliche Kompetenzen von Schülerinnen und Schülern mit Migrationshintergund // W. Bos, H. Wendt, O. Köller, C. Selter (Eds.), TIMSS 2011: Mathematische und naturwissenschaſtlicheKompetenzen von Grundschulkindern in Deutschland iminternationalen Vergleich. – Münster: Waxmann. – 2012. – Pp. 247-267.
32. Ufer, S., Reiss, K., Mehringer, V. Sprachstand, soziale herkunſt und bilingualität: Effekte auf facetten mathematischer kompetenz // M. Becker-Mrotzek, K. Schramm, E. Thürmann, H. J. Vollmer (Eds.), Sprache im fach–sprachlichkeit und fachliches lernen. – Münster: Waxmann. – 2013. – Pp. 185-202.
Рецензия
Для цитирования:
Спиридонова Н.И. Речевой портрет детей коренных малочисленных народов севера в процессе обучения математике. Образование и саморазвитие. 2023;18(1):201-219. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.14
For citation:
Spiridonova N. Speech Portrait of Children of the Indigenous People of the North in the Process of Teaching Mathematics. Education and Self-Development. 2023;18(1):201-219. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.1.14