Представления современных студентов о менторстве как виде наставнической деятельности
https://doi.org/10.26907/esd.19.1.11
EDN: RLZCRN
Аннотация
Рассматривается феномен «менторство», как вид наставнической деятельности. Освещается специфика представлений современной студенческой молодежи о менторстве, позициях ментора (наставника) и менти (наставляемого). Приводятся данные эмпирического исследования, полученные на основе опроса 120 студентов Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, входящим в укрупненную группу направлений и специальностей «Образование и педагогические науки». В ходе эмпирического исследования была применена авторская анкета, направленная на выявление информированности студентов о менторстве как одном из видов наставнической деятельности в педагогической сфере. Установлено следующее: студенты в разной мере осведомлены о роли менторства в педагогическом процессе; подавляющее большинство студентов хотели бы расширить опыт наставнического взаимодействия; наиболее важными характеристиками «менторства» студенты считают ответственность, педагогическую компетентность, навыки свободной коммуникации, педагогический такт, восприятие равноценности обучающихся, навыки организаторской деятельности, гибкость мышления и принятие себя. Делается вывод о том, что представления студентов о менторстве подразделяется на четыре типа: «реалистично-позитивный», «неосведомленно-оптимистичный», «неосведомленно-осторожный», «реалистично-индифферентный». Полученные данные свидетельствуют о недостаточно полном представлении студентов о роли менторства в педагогическом процессе. Подчеркивается необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вузов практико-ориентированной программы, раскрывающей сущность менторства в формате курсов дополнительного образования.
Об авторах
О. В. КаринаРоссия
Балашов
М. А. Лученкова
Россия
Балашов
Н. Е. Шустова
Россия
Балашов
Список литературы
1. Аржаных, Е. В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 4. – C. 27–37. – DOI:10.17759/pse.2017220405
2. Бозаджиев, В. Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельнос- ти // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 98–99.
3. Бондаренко, Н. Ю. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей // Управление корпоративной культурой. – 2009. – № 4. – С. 282–289.
4. Будникова, С. П. Оценка выпускниками педагогического направления подготовки своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности // Пси- хологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 5. – C. 112–123. – DOI:10.17759/pse.2018230511
5. Вершловский, С. Г. Преподаватель системы постдипломного образования как андрагог // Че- ловек и образование. – 2014. – № 1(38). – С. 4–7.
6. Деркач, А. А., Зезыкин, А. К., Маркова, А. К. Психология развития профессионала. – М.: Изд- во РАГС, 2000. –123 с.
7. Дудина, Е. А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педаго- гических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педаго- гического университета. – 2017. – Т. 7. – № 1. – С. 49–62. –DOI:10.15293/2226-3365.1701.04
8. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
9. Климов, Е. А. Пути в профессионализм: психологический взгляд: учебное пособие для ву- зов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с.
10. Корешникова, Ю. Н., Фрумин, И. Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и обра- зование. – 2020. – Т. 25. – № 6. – C. 88–103. – DOI:10.17759/pse.2020250608
11. Леонтьев, Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: Историко- критический анализ // Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002. – С. 13–46.
12. Марголис, А. А., Аржаных, Е. В., Хуснутдинова, М. Р. Институционализация наставничест- ва как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образова- ния. – 2019. – № 4. – С. 133–159. –DOI:10.17323/1814-9545-2019-4-133-159
13. Нугуманова, Л. Н., Яковенко, Т. В. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 60. – Ч. 4. – С. 302–305.
14. Осипова, Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3. – С. 141– 145. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. (дата обращения: 23.04.2022).
15. Попов, А. А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения / Тью- торство: идея и идеология. Сборник научных трудов. – Томск: Томский педагогический университет, 1996. – С. 49–56.
16. Рожкова, К. В., Рощин, С. Ю. Некогнитивные характеристики и выбор в сфере высшего об- разования // Вопросы образования. – 2021. – № 4. – С. 35–73. – DOI:10.17323/1814-9545-2021-4-35-73.
17. Рыбкин, И. В. Коучинг социального успеха. – М.: Издательство «Институт общегуманитар- ных исследований», 2005. – 224 с.
18. Селиванова, А. О. Индивидуальное сопровождение студента в процессе социально-педа- гогической подготовки // Социальная педагогика. – 2018. – № 4. – С. 53–58.
19. Тихомирова, М. А., Бордовская, Н. В., Кошкин, Е. А. Профессионально-личностные детер- минанты психологического благополучия педагогов // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 2. – С. 188–202. – DOI:10.26907/esd.17.2.15
20. Шакирова, Д. М. Критическое мышление. – Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. –146 с.
21. Ghosh, R. Antecedents of mentoring support: A meta-analysis of individual, relational, and structural or organizational factors // Journal of Vocational Behavior. – 2014. – Vol. 84. – No. 3. – P. 367–384. – DOI:10.1016/j.jvb.2014.02.009
22. Haensly, P. A., Parsons, J. L. Creative, Intellectual, and Psychosocial Development through Mentorship: Relationships and Stages // Youth and Society. – 1993. – Vol. 25. – No. 2. – P. 202- 221. – DOI:10.1177/0044118X93025002002
23. Novita, P. Motivation in Teacher Education: The Forgotten Element and Its Snowball Effect // Education and Self Development. – 2021. – Vol. 16. – No. 3. – P. 60–70. –DOI:10.26907/esd.16/3/07
24. Roberts, A. Mentoring revisited: a phenomenological reading of the literature // Mentoring and Tutoring. – 2000. – Vol. 8. – No. 2. – P. 145–170. – DOI:10.1080/713685524
25. Rhodes, J., Spencer, R. Structuring mentoring relationships for competence, character, and purpose // New Directions for Youth Development. – 2010. – Vol. 2010. – Issue 126. – P. 149- 152. – DOI:10.1002/yd.356
26. Sander, M. The effects of high-quality student mentoring // Economics Letters. – 2015. – Vol. 136. – P. 227–232. – DOI:10.1016/j.econlet.2015.09.043
27. Schunk, D. H., Mullen, C. A. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. – 2013. – Vol. 25. – P. 361–389. – DOI:10.1007/s10648-013-9233-3
28. Smith, A. Mentoring for experienced school principals: Professional Learning in a safe place // Mentoring and Tutoring. – 2007. – Vol. 15. – P. 277–291. – DOI:10.1080/13611260701202032
29. Super, D. E. Self-realization through the work and leisure roles // Educational and Vocational Guidance. – 1985. – No. 43. – P. 1–7.
30. Yamamoto, K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship // Theory Into Practice. – 1988. - Vol. 27. – No. 3. – P. 183–189.
Рецензия
Для цитирования:
Карина О.В., Лученкова М.А., Шустова Н.Е. Представления современных студентов о менторстве как виде наставнической деятельности. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):143-158. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.11. EDN: RLZCRN
For citation:
Karina O., Luchenkova M., Shustova N. Students’ Views on Mentoring as a Type of Guidance Activity. Education and Self-Development. 2024;19(1):143-158. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.11. EDN: RLZCRN