Профессиональные компетенции специалистов по экономической безопасности в образовательных программах вузов
https://doi.org/10.26907/esd.18.1.12
Аннотация
Проблема формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической безопасности обусловлена не только новыми технологиями, но и трансформацией уже имеющихся сфер профессиональной деятельности. Российские вузы осуществляют подготовку экономистов по этой специальности при отсутствии официально утвержденного профессионального стандарта. Это актуализирует проблему поиска методик, позволяющих сформировать профессиональные компетенции на основе трудовых функций сопряженных профессиональных стандартов и требований работодателей. Для ее решения требуется теоретическое обоснование и разработка алгоритма формирования профессиональных компетенций.
Цель исследования – разработать теоретические положения и практические рекомендации для реализации компетентностного подхода в обучении специалистов в сфере экономической безопасности путем создания алгоритма формирования профессиональных компетенций в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения тождественных требованиям рынка труда.
Методология и методики исследования основаны на применении следующих общенаучных и специальных методов: сбор эмпирических данных, сравнение, абстрагирование, конкретизация, аналогия.
Разработаны научно обоснованные рекомендации по методическому обеспечению процесса формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической безопасности в рамках вузовской подготовки в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения.
В процессе исследования была получена конкретная и прозрачная модель формирования профессиональных компетенций специалиста по экономической безопасности, предоставляющая вузам инструментарий для определения необходимых специалисту знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности, которые могут быть диагностированы путем использования соответствующих индикаторов.
Об авторах
С. В. ПанковаРоссия
Светлана В. Панкова
Оренбург
М. С. Коське
Россия
Маргарита С. Коське
Оренбург
И. В. Воюцкая
Россия
Инна В. Воюцкая
Оренбург
Ю. Г. Мишучкова
Россия
Юлия Г. Мишучкова
Оренбург
Список литературы
1. Абрамов, Г. В., Ватутина, М. Н. Методология сравнительной оценки соответствия профессиональных стандартов и стандартов образования с применением нечисловых методов обработки данных // Открытое образование. – 2016. – Т. 20. – №. 1. – С. 4-10. – DOI: 10.21686/1818-4243-2016-1-4-10
2. Аниськин, В. Н., Доманина, Н. А., Кислова, Н. Н. Государственная итоговая аттестация по педагогическим направлениям подготовки: соответствие требованиям образовательного и профессионального стандартов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 4(33). – С. 19-25. – DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0003
3. Беденко, Н. Н., Чегринцова, С. В. Проблемы сопряжения профессиональных и образовательных стандартов высшего образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2016. – №. 4. – С. 129-134.
4. Власенко, М. Н., Кунбутаев, Л. М., Потехецкий, С. В. Циклическая система подготовки специалистов экономической безопасности предприятий и организаций // Вестник университета. – 2020. – №. 8. – С. 102-109. – DOI: 10.26425/1816-4277-2020-8-102-109
5. Жевлакович, С. С. К вопросу о разработке компонентов основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности). Программа учебной дисциплины // Вестник экономической безопасности. – 2018. – №. 3. – С. 235-239.
6. Мамасуев, А. В., Сандрюкова, Е. А. Проблемы использования профессиональных стандартов при разработке и актуализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2016. – №. 1. – С. 36-40.
7. Машиньян, А. А., Кочергина, Н. В. О компетентности и компетенциях в образовании // Перспективы науки и образования. – 2015. – №. 5(17). – С. 43-46.
8. Сатдыков А. И., Дулаева З.К., Куртеева Л.Н., Чижкова Т.И. Применение профессиональных стандартов профессиональными образовательными организациями // Среднее профессиональное образование. – 2018. – №. 10. – С. 21-26.
9. Billett, S., Choy, S. Integrating professional learning experiences across university and practice settings // International Handbook of Research in Professional and Practice-based Learning. – Springer, Dordrecht, 2014. – Pp. 485-512. – DOI: 10.1007/978-94-017-8902-8_18
10. Chepel, V. F., Nikitin, A. A., Palyanov, M. P., Ovchinnikov, V. A., Temerbekova, A. A. The relevance and problems of entrepreneurial competence development in vocational training system // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Т. 6. –2. – Pp. 333-338.
11. Cooper, L., Orrell, J., Bowden, M. Work integrated learning: A guide to effective practice. – London: Routledge, 2010. – 240 p. – DOI: 10.1007/s12186-010-9050-5
12. Crawford, L., Helliar, C., Monk, E., Veneziani, M. International Accounting Education Standards Board: Organisational legitimacy within the field of professional accountancy education // Accounting Forum. – 2014. – Vol. 38. – No. 1. – Pp. 67-89. – DOI: 10.1016/j.accfor.2013.09.001
13. Dolce, V., Emanuel, F., Cisi, M., Ghislieri, C. The soſt skills of accounting graduates: perceptions versus expectations // Accounting Education. – 2020. – Vol. 29. – No. 1. – Pp. 57-76. – DOI: 10.1080/09639284.2019.1697937
14. Duff, A., Hancock, P., Marriott, N. The role and impact of professional accountancy associations on accounting education research: An international study // The British Accounting Review. – 2020. – Vol. 52. – No. 5. – P. 100829. – DOI: 10.1016/j.bar.2019.03.004
15. Havlovska, N., Illiashenko, O., Konoplina, O., Shevchuk, I., Hlynska, A., Prytys, V. Strategic Adaptation as a Way of Managing Organizational Changes in the Context of Implementing a Safety Oriented Enterprise Management Approach // TEM Journal. – 2020. – Vol. 9. – No. 3. – Pp. 1053-1061. – DOI: 10.18421/TEM93-29
16. Hess, E. D. Learn or die: using science to build a leading-edge learning organization. – Columbia Business School Publishing, 2014. – 280 p.
17. Hesse, L. M. Academic Security Education: The Development of an Industry Based Security Management Curriculum. – 1999. – 168 p. – URL: https://ro.ecu.edu.au/theses_hons/816
18. Howieson, B., Hancock, P., Segal, N., Kavanagh, M., Tempone, I., & Kent, J. Who should teach what? Australian perceptions of the roles of universities and practice in the education of professional accountants //Journal of Accounting Education. – 2014. – Vol. 32. – No. 3. – Pp. 259-275. – DOI: 10.1016/j.jaccedu.2014.05.001
19. McCormick, D. H., Luſtig, C. E., Cunningham, J. M. Economic Might, National Security, and the Future of American Statecraſt (Summer 2020) // Texas National Security Review. – 2020. – Vol. 3. – Pp. 50-65. – DOI:10.26153/tsw/10222
20. Ramsay, J. D., Cutrer, D., Raffel, R. Development of an outcomes-based undergraduate curriculum in homeland security // Homeland Security Affairs. – 2010. – Vol. 6. – No. 2. – URL: https://commons.erau.edu/db-applied-aviation/9
21. Tharapos, M., Marriott, N. Beauty is in the eye of the beholder: Research quality in accounting education // The British Accounting Review. – 2020. – Vol. 52. – No. 5. – P. 100934. – DOI: 10.1016/j.bar.2020.100934
22. Trump, D., Zanker, B. Think big: Make it happen in business and life. – Harper Collins Publishers, 2007. – 384 p.
23. Valk, A., Kratovitš, M. We collaborate with everyone, but with some more than others: evidence of stakeholder collaboration among internal security professional higher education institutions // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2021. – Vol. 13. – P. 1-30. – DOI: 10.1186/s40461-021-00110-6
24. Vivchar, O. І. Management system interpreting financial and economic security business in economic processes // International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2016. – Vol. 11. – No. 4. – Pp. 947-959.
Рецензия
Для цитирования:
Панкова С.В., Коське М.С., Воюцкая И.В., Мишучкова Ю.Г. Профессиональные компетенции специалистов по экономической безопасности в образовательных программах вузов. Образование и саморазвитие. 2023;18(1):168-185. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.12
For citation:
Pankova S., Koske M., Voyutskaya I., Mishuchkova Yu. Professional Competencies of Specialists in Economic Security Degree Programme. Education and Self-Development. 2023;18(1):168-185. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.1.12