Паттерны речевого поведения студентов-первокурсников: эмпирическое исследование внутриличностного контекста
https://doi.org/10.26907/esd.20.2.10
EDN: VOLLBY
Аннотация
Поведение субъекта образовательной деятельности в высшей школе является актуальной проблемой и требует исследовать личностные факторы речевого поступка, определяющие профиль поведения такого субъекта. Цель статьи – на основе результатов эмпирического исследования описать паттерны речевого поведения субъекта образовательной деятельности, обусловленные влиянием личностных факторов, репрезентированные в речевом поступке. В работе использовались методики, позволяющие исследовать психофизиологический, психологический и социальный аспекты речевого поступка: методики оценки самодостаточности и саморегуляции компьютеризированной системы «АКорД», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98»; статистические процедуры: описательные статистики, кластерный и корреляционный анализ. В исследовании принимали участие 333 студента первого курса вузов Екатеринбурга (N=333; M=19,71). Результаты значимой корреляции для отдельных комбинаций шкал самодостаточности и саморегуляции в кластерах, статистически значимое распределение Я-реального/Я-идеального по типам коммуникации, распределения шкал субсистемы в кластерах на операциональном уровне, предпочитаемых ролей в сопряженности Я-реального/Я-идеального и типа коммуникации в каждом кластере позволили описать паттерны речевого поведения, обусловленные личностными факторами, и связанные с ними пять профилей возможного поведения субъекта в условиях образовательной деятельности. Описанные профили поведения могут быть использованы для прогнозирования поведения субъекта образовательной деятельности, в проектировании педагогических технологий в методологическом, содержательном и организационном аспектах. Новизна и практическая значимость исследования заключается в исследовании личностных факторов речевого поступка и описании профилей прогнозируемого поведения субъекта образовательной деятельности.
Об авторах
Т. С. ВершининаРоссия
Татьяна С. Вершинина
Екатеринбург
Н. В. Жукова
Россия
Наталья В. Жукова
Т. В. Валиева
Россия
Татьяна В. Валиева
Екатеринбург
Список литературы
1. Артёмов, В. А. Психология обучения иностранным языкам. – Москва: Просвещение. 1969. – 279 с.
2. Ахмедов, А. Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации // Психологические исследования. – 2009. – Т. 2. – № 4. – С. 1–10. – DOI: 10.54359/ps.v2i4.989
3. Борисова, И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. – Екатеринбург: Либроком, 2019. – 318 с.
4. Ванновская, О. В. Психология коррупционного поведения государственных служащих: монография. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 251 с. Ванновская, О. В. Компьютеризированная система антикоррупционной диагностики «АКорД». – Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2015. – 96 с.
5. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы контекстного образования // Психология и педагогика контекстного образования / Под ред. А. А. Вербицкого. – Москва; СанктПетербург: Нестор-История, 2018. – С. 7–88.
6. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителей. – Москва: Просвещение, 1985. – 160 с.
7. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
8. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – Москва: Наука, 1987. – 264 с.
9. Клочко, В.Е. Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. – Томск: Томский государственный университет, 2004. – С. 30–44.
10. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 174 с.
11. Курцева, 3. И. Речевой поступок: риторический и методический аспекты. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. – 280 с.
12. Лотман, Ю.М. Семиосфера. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. – С. 557–567.
13. Матвеева, Т. В. О методе выявления ценностной информации разговорного диалога // Научный диалог. – 2018. – № 10. – С. 89–101. – DOI:10.24224/2227-1295-2018-10-89-101
14. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2021. – № 1. – С. 3–37. – DOI:10.11621/vsp.2021.01.01
15. Мухаметзянова, Ф.Ш., Камалеева, А.Р., Грузкова, С.Ю., Хадиуллина, Р.Р. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения // Открытое образование. – 2016. – Т. 20. - № 3. – С. 36–42. – DOI:10.21686/1818-4243-2016-3-36-42
16. Пешков, И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. – Москва: Изд-во «Лабиринт», 1996. – 176 с.
17. Тиханкина, И. А. Поступок как единица анализа деятельности студентов в контекстном обучении: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. / Тиханкина, И. А. – Москва, 1998. – 190 c. – URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/postupok-kak-edinica-analiza-dejatelnostistudentov-v-kontekstnom-obuchenii.html
18. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 384 с.
19. Bergdahl, N., Fors, U., Hernwall, P., Knutsson, O. The Use of Learning Technologies and Student Engagement in Learning Activities // Nordic Journal of Digital Literacy. – 2018. – Vol. 13. – No.2. – Рр. 113–130. – DOI:10.18261/issn.1891-943x-2018-02-04
20. Bleichmar, H. Fundamentos y aplicaciones del enfoque modular-transformacional // Aperturas psicoanalíticas: revista internacional de psicoanálisis. – 1999. – No.1.
21. Chen, Sh. Research on the teaching mode of «moral integration classroom» of language courses in colleges and universities from the perspective of educational psychology // Psychiatria Danubina. – 2022. – Vol. 34. – No. 4. – Pp. 151–153. URL: https://hrcak.srce.hr/en/file/409337
22. Dewi, R., Verawati, I., Sukamton, A., Hakim, H., Burhaein, E., & Lourenço, C. C. V. The Impact of Basic Motion Activities on Social Interaction in Elementary School Students // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. – 2023. – Vol. 11. – No. 1. – Рp. 143–151. – DOI:10.13189/saj.2023.110117
23. Engel, G. L. The need for a new medical model: a challenge for biomedicine // Psychodyn Psychiatry. – 2012. – Vol. 4. – No. 3. – Рp. 377–396. – DOI:10.1521/pdps.2012.40.3.377
24. Fransella, F., Bell, R., Bannister, D. A manual for repertory grid technique. – West Sussex: John Wiley & Sons, 2004. – 288 р.
25. İlçin, N., Tomruk, M., Yeşilyaprak, S. S., Karadibak, D., Savcı, S. The relationship between learning styles and academic performance in TURKISH physiotherapy students // BMC Med Educ. – 2018. – No. 18. – 291 p. – DOI:10.1186/s12909-018-1400-2
26. Kelly, G. The psychology of personal constructs. – London; New York: Routledge, 2020. – 810 р. – DOI:10.4324/9780203359037
27. Kostić-Bobanović, M. Perceived emotional intelligence and self-efficacy among novice and experienced foreign language teachers // Economic Research-Ekonomska Istraživanja. – 2019. – No. 33, 1. – Pp. 1200–1213. – DOI: 10.1080/1331677X.2019.1710232
28. Labov, W. Narrative pre-construction // Narrative Inquiry. – 2006. – Vol. 16. – No.1. – Pp. 37–45. https://doi.org/10.1075/ni.16.1.07lab
29. Li, W., Zhao, J. Perspective of the Relation between Subject and Object in Educational Activities for Innovative Education // Open Journal of Social Sciences. – 2021. – Vol. 9 – No. 7. – Рp. 452–461. – DOI:10.4236/jss.2021.97032
30. Mahmud, R., Syahrul, Mangesa, R. T. Interaction patterns and blended learning activities using the Moodle platform during a pandemic in vocational high school // Proceedings of the 6th progressive and fun education international conference. – 2021. – Vol. 2438. – No.1. – DOI:10.1063/5.0071355
31. Ogannisyan, L., Kotov, S., Akopyan, M., Borzilov, Y. Personal determinants of style features of pedagogical interaction as a factor of successful professional activity of the teacher // SHS Web Conf. – 2019. – Vol. 70. – Art. 02010. – DOI: 10.1051/shsconf/20197002010
32. Subakir, A. Concept of Educational Interaction in Education: In Sociological Perspective // Didaktika Religia. – 2017. – Vol. 5. – No. 2. – Рр. 381–400. – DOI:10.30762/didaktika.v5i2.867
33. Witkin, H.A., Goodenough, D.R. Field dependence and interpersonal behavior // ETS Research Bulletin Series. – 1976. – Vol. 1976. – No. 1. – Pp. i–85. – DOI:10.1002/j.2333-8504.1976.tb01098.x
34. Yi-xuan, F. Teaching Speech Acts in EFL Classrooms: An Implicit Pedagogy // Sino-US English Teaching. – 2016. – Vol. 13. – No. 7. – Рp. 515–520. – DOI:10.17265/1539-8072/2016.07.002
Рецензия
Для цитирования:
Вершинина Т.С., Жукова Н.В., Валиева Т.В. Паттерны речевого поведения студентов-первокурсников: эмпирическое исследование внутриличностного контекста. Название журнала на русском. 2025;20(2):125-140. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.10. EDN: VOLLBY
For citation:
Vershinina T., Zhukova N., Valieva T. Speech Behavior Patterns of First-Year Students: An Empirical Study of the Intrapersonal Context. Title. 2025;20(2):125-140. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.10. EDN: VOLLBY