Стресс учебной деятельности и учебная мотивация студентов с различным уровнем нейротизма
https://doi.org/10.26907/esd.19.1.08
EDN: PACOPN
Аннотация
Данное исследование позволило провести сравнительный анализ оценки студентами с различным уровнем нейротизма значимости различных стресс-факторов, воспринимаемых ими в качестве помех в учебной деятельности. Кроме того, был проведён сравнительный анализ структуры взаимосвязей между показателями субъективно оцениваемой интенсивности реагирования на факторы учебного стресса и характеристиками учебной мотивации у студентов двух исследуемых групп. В процессе работы использовалась анкета, позволяющая респондентам оценить интенсивность переживания стресс-факторов учебной деятельности, опросники: «Шкалы академической мотивации» (Т.О.Гордеева, О.А. Сычев и Е.Н. Осин), тест Айзенка (EPI). В исследовании принимали участие 156 человек. Было обнаружено, что у студентов с различным уровнем нейротизма почти нет отличий в степени выраженности различных видов учебной мотивации, но, при этом, существует ряд отличий в оценке интенсивности переживания стресса учебной деятельности при воздействии некоторых стресс-факторов. Выявлены различия и в структуре взаимосвязей между показателями учебной мотивации и стресс-факторами в зависимости от эмоциональной устойчивости респондентов. Результаты исследования могут быть полезны для создания индивидуально-ориентированных (с учётом уровня нейротизма) программ психолого-педагогической помощи студентам, стремящимся к качественному усвоению знаний и к улучшению академической успеваемости. На основании полученных данных можно говорить о необходимости формирования баланса между интенсивностью переживания стресса, возникающего в результате субъективной оценки стрессогенности тех или иных явлений в процессе учёбы в семестрах и развитием различных видов учебной мотивации, способствующих освоению профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Аврамова, Т. И. Сравнительный анализ эмоциональной устойчивости у юношей и девушек студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – С. 301–304.
2. Алексеева, Е. Е. Изучение эмоциональной устойчивости у студентов педагогических и психологических специальностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 114–122.
3. Артюхова, Т. Ю, Петров,Т.И., Бенькова, О. А., Федорова Е. П. Учебная деятельность как фактор возникновения стресса у студентов // Вестник Карасноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2020. – Т. 52. – №2. – С. 145–155. – DOI:10.25146/1995-0861-2020-52-2-208
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
5. Бурлачук, Л. Ф., Морозов С. М. Айзенка личностные опросники / Словарь справочник по психодиагностике. – Киев: «Наукова Думка», 1989. – 197 с.
6. Гольева, Г. Ю. Формирование эмоциональной устойчивости личности: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – 105 с.
7. Гордеева, Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – C. 96–107.
8. Гринберг, Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
9. Дьячкова, Е. С., Хватова, М. В., Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. – 2006. – Т. 11. – №3. – С. 74–88.
10. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
11. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
12. Карякина, С. Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – №3-2. – С. 210–216.
13. Колесников, Д. Б., Рапопорт, С. И., Вознесенская. Л. А. Современные взгляды на психосоматические заболевания // Клиническая медицина. – 2014. – Т. 92. – №7. – С. 12–18.
14. Кудринская, Л. А., Кубаев, В. С. Особенности учебной мотивации студентов технического вуза // Социологические исследования. – 2012. – № 3. – С. 145–150.
15. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178–208.
16. Малошонок, Н. Г., Семенова, Т. В., Терентьев, Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. – 2015. – №3. – С. 92–117. – DOI:10.17323/1814-9545-2015-3-56-85
17. Матюшкина, Е. Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. – № 2(91). – С. 47–63. – DOI:10.17759/cpp.2016240204
18. Питкевич, М. Ю. Психофизиологическая оценка влияния стресс-факторов различного генеза на уровень стрессоустойчивости учащихся высшей школы // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 6(61). – С. 248–250.
19. Плахтиенко, В. А., Блудов, Ю. М. Надежность в спорте. – М.: Физ. и спорт, 1983. – 176 с.
20. Русалов, В. М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. – М.: Институт психологии АН СССР, 1990. – 60 с.
21. Семенова, Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. – 2016. – № 7. – С. 25–37.
22. Смирнов, А. В. Понятие и содержание учебной мотивации студентов вуза // В мире научных открытий. – 2011. – № 2(14). – С. 218–223.
23. Харламенкова, Н. Е. Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 1. – С. 28–37.
24. Чербиева, С. В. Особенности влияния учебного стресса на студенческую жизнь обучающихся разных курсов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 4(206). – С. 607–615. – DOI:10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p607-615
25. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. 2-e изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
26. Goldberg, L. R. Language and individual differences: The search for universals in personality lexicons // Review of personality and social psychology / Ed. by L. Wheeler. – Beverly Hills: Sage, 1981. – Vol. 2. – P. 141–165.
27. Lazarus, R. S. Cognitive and personality factors underlying threat and coping // Psychological stress / Ed. by M. H. Appley, R. Trumbull. – N.Y.: Applcton Century Crofts, 1967. – P. 11–21.
28. Norman, W. T. (1963). Toward an Adequate Taxonomy of Personality Attributes: Replicated Factor Structure in Peer Nomination Personality Ratings // The Journal of Abnormal and Social Psychology. – Vol. 66. – No. 6. – P. 574–583.
29. Savage, N., Birch, R., Noussi, E. Motivation of engineering students in higher education // Engineering Education Journal of the Higher Education Academy. – 2011. – Vol. 6. – No. 2. – P. 39–46. – DOI:10.11120/ened.2011.06020039
Рецензия
Для цитирования:
Валиуллина М.Е. Стресс учебной деятельности и учебная мотивация студентов с различным уровнем нейротизма. Образование и саморазвитие. 2024;19(1):92-110. https://doi.org/10.26907/esd.19.1.08. EDN: PACOPN
For citation:
Valiullina M. Academic Stress and Academic Motivation of Students with Different Levels of Neuroticism. Education and Self-Development. 2024;19(1):92-110. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.1.08. EDN: PACOPN