Механизмы оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей начальных классов
https://doi.org/10.26907/esd.18.1.07
Аннотация
В статье представлена структурная практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя к активной профессиональной деятельности с учетом образовательных стандартов начального общего образования, опирающаяся на практические формы образовательной деятельности, обеспеченные высоким уровнем теоретического знания и владением методологией и технологиями самопознания. Модель воплощает оригинальное научно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки будущих учителей в Казанском университете, системным приоритетом которой стала реализация личных возможностей студента через интерактивные методы его познавательной, коммуникативной и аксиологической деятельности. Научно-методическое обеспечение рассматривается как прикладной эмпирический механизм оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей, способных к творческой организации процесса обучения младших школьников, к эффективной корректировке и разработке основных образовательных программ в начальной школе.
Ведущим в исследовании проблемы стал информационно-логистический подход, что важно в условиях, когда содержательные акценты образования смещаются от заучивания к поиску, выбору и осмыслению информации, а подготовка учителя осуществляется в среде, обеспечивающей интегрированное восприятие опыта, позволяющее ему включиться в опережающее проектирование содержания образования.
В статье описывается система взаимосвязанных практико-ориентированных мероприятий, определяемых динамикой содержательных модулей, условиями их реализации и критериями оценивания, направленных на развитие профессиональных компетенций будущих учителей, повышение их квалификации и профессионального мастерства в области получения личностных, метапредметных и предметных результатов. Оригинальное научно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки будущих учителей предлагает интерактивные методики, представляющие инновационные и уникальные инструменты проектирования процесса обучения и прогнозирования его эффективности, позволяющие максимально точно определять достоинства и проблемы реального образовательного процесса подготовки педагога при апробации новых технологий и методов обучения. Реализация предлагаемого научно-методического обеспечения расширяет и актуализирует ресурсное наполнение образовательного процесса путем эмпирического исследования, основанного на изучении, анализе и обобщении реального инновационного педагогического опыта.
Ключевые слова
Об авторах
В. К. ВласоваРоссия
Вера К. Власова
Казань
В. Г. Закирова
Россия
Венера Г. Закирова
Казань
Л. А. Камалова
Россия
Лера А. Камалова
Казань
Л. Р. Каюмова
Россия
Лейсан Р. Каюмова
Казань
Э. Г. Сабирова
Россия
Эльвира Г. Сабирова
Казань
И. В. Хаирова
Россия
Ирина В. Хаирова
Казань
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник – 1997. – № 9. – С. 6-8.
2. Власова, В. К., Закирова, В. Г. Обновление содержания педагогического образования в современных условиях // Филология и культура. – 2012. – № 3(29). – С. 243-247.
3. Власова, В. Ю. Как меняется жизнедеятельность студента в новых условиях: проблемы и возможности // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 11(51). – С. 138-142.
4. Гнатюк, О. Л. Современные модели высшей школы часть 2. Дилеммы выбора российской модели высшего образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 2(3). – С. 202-210.
5. Гукаленко, О. В., Ткач, Л. Т., Панова, Л. Д. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1. – № 3(50). – С. 153-163.
6. Загвязинский, В. И. О системном подходе к реформированию отечественного образования // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 12-18.
7. Закирова, В. Г., Камалова, Л. А., Галиева, Г. Н. Методика работы с онлайн-тренажерами в вузе: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров педагогических вузов и университетов / Авт.-сост. Л.А. Камалова. – Казань: Отечество, 2020. – 102 с.
8. Ибрагимов, Г. И. Методология исследовательски-ориентированного обучения в системе педагогического образования // Образование и саморазвитие. – 2019. – Т. 14. – № 3. – С. 117-126. – DOI: 10.26907/esd14.3.11
9. Каюмова, Л. Р., Закирова, В. Г., Власова, В. К. Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – №2. – С. 67-77. – DOI: 10.24411/2304-120X-2019-11014
10. Кондаков, А. М., Сергеев, И. С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 12. – С. 5-21.
11. Максименкова, O. В., Незнанов, А. А. Коллаборативные технологии в образовании: как выстроить эффективную поддержку гибридного обучения? // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – Т. 23. – № 1-2. – С. 101-110. – DOI 10.15826/umpa.2019.01-2.008
12. Михайлов, В. Ю., Кирилова, Г. И., Власова, В. К. Современные методы моделирования педагогических систем // Качество. Инновации. Образование. – 2009. – № 7(50). – С. 2-8.
13. Морозов, А. В., Шорина, Т. В. Структура научно-методического обеспечения визуализации учебной информации в системе современного высшего образования // Управление образованием: теория и практика. – 2017. – № 4(28). – С. 14-24.
14. Редькина, Т. М., Фирова, И. П., Соломонова, В. Н. Гибридные формы образования - средство обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 10(115). – С. 163-165.
15. Сабирова, Э. Г., Закирова, В. Г. Типы взаимодействий субъектов в информационно-образовательной среде // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 159-163.
16. Сергеев, Н. К., Борытко, Н. М. Концепция и технологии подготовки учителя-воспитателя в системе непрерывного педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. – № 9(94). – С. 31-39.
17. Соколова, В. А., Закирова, В. Г., Каюмова, Л. Р., Иванов, Д. В. Безопасные модели поведения младших школьников в интернете // Вестник НЦБЖД. – 2021. – № 1 (47). – С. 31-39.
18. Таланчук, Н. М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1991. – 183 с.
19. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 496 с.
20. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2002. – 557 с.
21. Ambrosetti, A., Capeness, R., Kriewaldt, J., Rorrison, D. Educating future teachers: Insights, conclusions and challenges // In Educating future teachers: Innovative perspectives in professional experience – 2018. – Springer, Singapore. – Pp. 235-244. – DOI: 10.1007/978-981-10-5484-6
22. Guney, Z. Visual literacy and visualization in instructional design and technology for learning environments // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8. – №. 1. – Pр. 103-117. – DOI: 10.13187/ejced.2019.1.103
23. Huang, K. L. Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context of a part-time LIS postgraduate programme // Journal of Librarianship and Information Science. – 2010. – Vol. 42. – No. 1. – Pр. 45-69. – DOI: 10.1177/0961000609351367
24. Hungerford-Kresser, H., Amaro-Jimenez, C. The teacher preparation initiative: a professional development framework for faculty // Journal of Education for Teaching. – 2020. – №46(1). – Pр. 117-119. – DOI: 10.1080/02607476.2019.1708631
25. Jeantheau, J.-P., Johnson, S. Assessment innovation and reform in France // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. – 2020. – Vol. 27. – No. 3. – Pр. 290-308. – DOI: 10.1080/0969594X.2019.1577218
26. Kamalova, L. A., Sabirova, E. G., Sadovaya, V. V. Mentorship Model “Educator-Student-Pupil” in the system of continuing education of Kazan Federal University // ARPHA Proceedings. – 2019. – Vol. 1. – Pp. 415-427. – DOI: 10.3897/ap.1.e0277
27. Kamalova, L. A., Zhirkova, C. P. Developing Teacher Competences: key issues and values // Risks of Early Emotional Burnout in Young Teachers: Causes and Prevention / Ed. I. Gafurov et al. – New York: Nova Science publishers, 2021. – Pр. 243-273.
28. Kayumova, L. R., Vlasova, V. K. Risks in educational setting: the issue of identification // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences IFTE 2017. – 2017. – Vol. 29. – P. 919-923. – DOI: 10.15405/epsbs.2017.08.02.105
29. Khairova, I. V., & Zakirova, V. G. Development of future primary school teachers’ linguistic and methodological competence // ARPHA Proceedings. – Vol. 1. – Pp. 333-344.
30. Latham, D. The Role of Technical and Professional Communication in the LIS Curriculum // Journal of Education for Library and Information Science. – 2002. – Vol. 42. – No. 1. –155-163. – DOI: 10.2307/40323976
31. Maxwell, B. Codes of professional conduct and ethics education for future teachers // Philosophical Inquiry in Education. – 2017. – Vol. 24. – No. 4. – Pр. 323-347. https://doi.org/10.7202/1070690ar
32. Sabirova, E. G. Pedagogical guest room as an educational form of students’ pedagogical competence development // International Journal of Environmental and Science Education – 2016. – Vol. 11. – No. 6. – Pр. 1059-1064.
33. Sun, T. How to create effective learning for students online // University World News. May 16, 2020. – URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200515072512826
34. Valencia, S. W., Martin, S. D., Place, N. A., Grossman, P. Complex Interactions in Student Teaching: Lost Opportunities for Learning // Journal of Teacher Education. – 2009. – Vol. 60. – No. 3. – Pp. 304-322. – DOI: 10.1177/0022487109336543
Рецензия
Для цитирования:
Власова В.К., Закирова В.Г., Камалова Л.А., Каюмова Л.Р., Сабирова Э.Г., Хаирова И.В. Механизмы оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей начальных классов. Образование и саморазвитие. 2023;18(1):87-105. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.07
For citation:
Vlasova V., Zakirova V., Kamalova L., Kayumova L., Sabirova E., Khairova I. Mechanisms for Optimizing and Updating the Content and Methodological Training of Future Primary School Teachers. Education and Self-Development. 2023;18(1):87-105. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.1.07