Вопросы оптимизации нагрузки учителя в российских и зарубежных школах
https://doi.org/10.26907/esd.20.2.09
EDN: UVEXLI
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению нагрузки учителя в России и за рубежом с целью определения условий для ее оптимизации. В рамках исследования на базе ГАОУ ВО МГПУ был проведен вебинар, в котором приняли участие эксперты, занимающиеся проблемами оптимизации нагрузки учителя в России и в зарубежных странах, представители администрации школ и педагогические работники. Участникам вебинара было предложено пройти анонимный опрос, вопросы которого касались различных аспектов нагрузки учителей (количество учебных часов, объем административной работы, участие в методических и воспитательных мероприятиях), а также возможностей для повышения квалификации и профессионального развития, влияния данных факторов на качество преподавания и психологическое состояние педагогов. Эксперты представили результаты анализа подходов к определению содержания понятия «нагрузка учителя» в разных странах в зависимости от таких факторов, как структура и определение нагрузки, культурные и социальные контексты, финансирование и ресурсы, уровень подготовки и возможности для повышения квалификации учителей, использование технологий. Вебинар стал важной платформой для профессионального обмена мнениями, позволив определить приоритетные направления для дальнейших исследований и практических изменений не только в российской образовательной системе, но и за рубежом. Обзор полученного опыта позволил выделить количественные, качественные, организационные, технологические и психологические условия оптимизации нагрузки учителя.
Об авторах
Т. Н. БоковаРоссия
Татьяна Н. Бокова
Москва
К. А. Габеева
Россия
Кристина А. Габеева
Москва
Список литературы
1. Балл, Г. А. Норма деятельности – категория педагогическая // Педагогика. – 1992. – № 3-4. – С. 43–48.
2. Биболетова, М. З., Габеева, К. А., Трубанева, Н. Н. Источники содержания образования по иностранному языку как инструменту диалога культур в информационную эпоху // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1. – № 4 (69). – С. 138–150.
3. Бокова, Т. Н., Малахова, В. Г., Тарева, Е. Г., Колесников, А. А., Гаврилюк, О. А., Морозова, В. И. Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России: монография. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2020. – 224 с.
4. Бокова, Т. Н., Цыбанёва, В. А. Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы // Образование и саморазвитие. –2024. – Т. 19. – № 1. – С. 81–91. – DOI: 10.26907/esd.19.1.07
5. Заир-Бек, С. И., Анчиков, К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям : информационный бюллетень. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 44 с.
6. Иванова, С. В., Бокова, Т. Н. Видение «школы будущего» в постмодернистском ракурсе (на основе компаративистских исследований). // Педагогика. – 2020. – № 6. – С. 35–47.
7. Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2015 № 36204). – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=336324 (дата обращения: 27.01.2025).
8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202007310075 (дата обращения: 29.05.2025).
9. Шахова, Е. Ю. Моделирование распределения рабочего времени преподавателей // Статистика и Экономика. – 2017. – Т. 14. – № 1. – С. 11–23. – DOI: 10.21686/2500-3925-2017-1-11-23
10. Яшин, А. А., Струкова, М. Н. Нормирование и распределение учебной нагрузки: взгляд практика // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 6 (100). – С. 100–108.
11. Butt, G., Lance, A. Secondary Teacher Workload and Job Satisfaction: Do Successful Strategies for Change Exist? // Educational Management Administration & Leadership. – 2005. – Vol. 33. – No. 4. – Pp. 401–422. – DOI: 10.1177/1741143205056304
12. Everything you need to know about using Working Time Agreements to take control of workload // printed by The Educational Institute of Scotland, 46 Moray Place, Edinburgh, 2024. – URL: https://www.eis.org.uk/Content/images/Employ%20Relations/WTAUpdate.pdf
13. Galton, M., MacBeath, J. Balancing the workload equation in English primary schools: a continuing story? // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2010. – Vol. 38. – No. 4. – Pp. 301–315. – DOI: 10.1080/1359866X.2010.515940
14. Miryala, R. K., Priya, C. Work-Life Balance Amongst Teachers // The IUP Journal of Organizational Behavior. – 2012. – Vol. 11. – No. 1. – Pp. 37–50.
15. OECD. TALIS 2018 Results (Volume I): Teachers and School Leaders as Lifelong Learners. – OECD Publishing, 2019. – DOI: 10.1787/1d0bc92a-en
16. Tan, J. R., Ng, P. T. Shaping Singapore’s future: thinking schools, learning nation. – Singapore: Prentice Hall. – 2005. – Pp. 137–166.
Рецензия
Для цитирования:
Бокова Т.Н., Габеева К.А. Вопросы оптимизации нагрузки учителя в российских и зарубежных школах. Название журнала на русском. 2025;20(2):110-124. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.09. EDN: UVEXLI
For citation:
Bokova T., Gabeeva Ch. Issues of Optimizing Teacher Workload in Russian and Foreign Schools. Title. 2025;20(2):110-124. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.09. EDN: UVEXLI