Preview

Название журнала на русском

Расширенный поиск

Вопросы оптимизации нагрузки учителя в российских и зарубежных школах

https://doi.org/10.26907/esd.20.2.09

EDN: UVEXLI

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению нагрузки учителя в России и за рубежом с целью определения условий для ее оптимизации. В рамках исследования на базе ГАОУ ВО МГПУ был проведен вебинар, в котором приняли участие эксперты, занимающиеся проблемами оптимизации нагрузки учителя в России и в зарубежных странах, представители администрации школ и педагогические работники. Участникам вебинара было предложено пройти анонимный опрос, вопросы которого касались различных аспектов нагрузки учителей (количество учебных часов, объем административной работы, участие в методических и воспитательных мероприятиях), а также возможностей для повышения квалификации и профессионального развития, влияния данных факторов на качество преподавания и психологическое состояние педагогов. Эксперты представили результаты анализа подходов к определению содержания понятия «нагрузка учителя» в разных странах в зависимости от таких факторов, как структура и определение нагрузки, культурные и социальные контексты, финансирование и ресурсы, уровень подготовки и возможности для повышения квалификации учителей, использование технологий. Вебинар стал важной платформой для профессионального обмена мнениями, позволив определить приоритетные направления для дальнейших исследований и практических изменений не только в российской образовательной системе, но и за рубежом. Обзор полученного опыта позволил выделить количественные, качественные, организационные, технологические и психологические условия оптимизации нагрузки учителя.

Об авторах

Т. Н. Бокова
Московский городской педагогический университет
Россия

Татьяна Н. Бокова 

Москва 



К. А. Габеева
Московский городской педагогический университет
Россия

Кристина А. Габеева 

Москва 



Список литературы

1. Балл, Г. А. Норма деятельности – категория педагогическая // Педагогика. – 1992. – № 3-4. – С. 43–48.

2. Биболетова, М. З., Габеева, К. А., Трубанева, Н. Н. Источники содержания образования по иностранному языку как инструменту диалога культур в информационную эпоху // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1. – № 4 (69). – С. 138–150.

3. Бокова, Т. Н., Малахова, В. Г., Тарева, Е. Г., Колесников, А. А., Гаврилюк, О. А., Морозова, В. И. Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России: монография. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2020. – 224 с.

4. Бокова, Т. Н., Цыбанёва, В. А. Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы // Образование и саморазвитие. –2024. – Т. 19. – № 1. – С. 81–91. – DOI: 10.26907/esd.19.1.07

5. Заир-Бек, С. И., Анчиков, К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям : информационный бюллетень. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 44 с.

6. Иванова, С. В., Бокова, Т. Н. Видение «школы будущего» в постмодернистском ракурсе (на основе компаративистских исследований). // Педагогика. – 2020. – № 6. – С. 35–47.

7. Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2015 № 36204). – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=336324 (дата обращения: 27.01.2025).

8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202007310075 (дата обращения: 29.05.2025).

9. Шахова, Е. Ю. Моделирование распределения рабочего времени преподавателей // Статистика и Экономика. – 2017. – Т. 14. – № 1. – С. 11–23. – DOI: 10.21686/2500-3925-2017-1-11-23

10. Яшин, А. А., Струкова, М. Н. Нормирование и распределение учебной нагрузки: взгляд практика // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 6 (100). – С. 100–108.

11. Butt, G., Lance, A. Secondary Teacher Workload and Job Satisfaction: Do Successful Strategies for Change Exist? // Educational Management Administration & Leadership. – 2005. – Vol. 33. – No. 4. – Pp. 401–422. – DOI: 10.1177/1741143205056304

12. Everything you need to know about using Working Time Agreements to take control of workload // printed by The Educational Institute of Scotland, 46 Moray Place, Edinburgh, 2024. – URL: https://www.eis.org.uk/Content/images/Employ%20Relations/WTAUpdate.pdf

13. Galton, M., MacBeath, J. Balancing the workload equation in English primary schools: a continuing story? // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2010. – Vol. 38. – No. 4. – Pp. 301–315. – DOI: 10.1080/1359866X.2010.515940

14. Miryala, R. K., Priya, C. Work-Life Balance Amongst Teachers // The IUP Journal of Organizational Behavior. – 2012. – Vol. 11. – No. 1. – Pp. 37–50.

15. OECD. TALIS 2018 Results (Volume I): Teachers and School Leaders as Lifelong Learners. – OECD Publishing, 2019. – DOI: 10.1787/1d0bc92a-en

16. Tan, J. R., Ng, P. T. Shaping Singapore’s future: thinking schools, learning nation. – Singapore: Prentice Hall. – 2005. – Pp. 137–166.


Рецензия

Для цитирования:


Бокова Т.Н., Габеева К.А. Вопросы оптимизации нагрузки учителя в российских и зарубежных школах. Название журнала на русском. 2025;20(2):110-124. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.09. EDN: UVEXLI

For citation:


Bokova T., Gabeeva Ch. Issues of Optimizing Teacher Workload in Russian and Foreign Schools. Title. 2025;20(2):110-124. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.09. EDN: UVEXLI

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)