Внутренняя структура инструмента измерения школьной мотивации подростков
https://doi.org/10.26907/esd.19.4.06
Аннотация
Основной целью данного исследования было исследование внутренней структуры самостоятельно разработанного «Инструмента измерения школьной мотивации подростков», предназначенного для использования в подростковой школе. В исследовании использовался эксплораторный количественный подход, а его дизайн был обоснован в рамках эксплораторного типа. Анкету заполнили 489 подростков, посещающих школу. Факторный анализ главных компонентов с варимакс-вращением подтвердил четырехфакторную структуру инструмента измерения школьной мотивации подростков, а для определения адекватности инструмента был проведен подтверждающий факторный анализ. Результаты показали, что каждый из факторов имеет хорошие значения внутренней надежности: 0,88 %, 0,87 %, 0,87 % и 0,81 % соответственно. SEM-модель школьной мотивации подтвердила, что факторная структура является хорошей моделью, так как RMSEA (p = 0,066) был значимым на высоком уровне. Кроме того, было подтверждено наличие интеркорреляций между каждым из компонентов: когнитивная мотивация и мотивация успеха (r = 0,95); когнитивная мотивация и социальная мотивация (r = 0,73); мотивация успеха и социальная мотивация (r = 0,73). Низкая корреляция существовала между компонентами социальной мотивации и мотивации избегания неудач (r = 0,03). В результате исследования был сделан вывод о том, что четыре фактора являются подходящим инструментом измерения школьной мотивации подростков для использования в работе с учащимися школ.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. МамбеталинаКазахстан
Алия С. Мамбеталина
Астана
К. С. Лоуренс
Казахстан
Кехинде С. Лоуренс
Астана
Ж. Т. Уталиева
Казахстан
Жанна Т. Уталиева
Астана
Г. Айжанова
Казахстан
Гульнара Айжанова
Алматы
А. Мандыкаева
Казахстан
Алмагуль Мандыкаева
Астана
Г. Ганиева
Казахстан
Гульназ Ганиева
Астана
А. Сатова
Казахстан
Акмарал Сатова
Алматы
Список литературы
1. Abdulla, A. M., Runco, M. A., Alsuwaidi, H. N., & Alhindal, H. S. (2018). Obstacles to personal creativity among Arab women from the Gulf Cooperation Council countries. Creativity. Theories–Research-Applications, 5(1), 41–54. https://doi.org/10.1515/ctra-2018-0003
2. Amrai, K., Motlagh, S. E., Zalani, H. A., & Parhon, H. (2011). The relationship between academic motivation and academic achievement students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 15, 399–402. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.111
3. Ardeleanu, A., Dorneanu, S., & Baltă, N. (2006). Marele dicționar al psihologiei [The Great Dictionary of Psychology]. Trei.
4. Badenes-Ribera, L., Silver, N. C., & Pedroli, E. (2020). Scale development and score validation. Frontiers in Psychology, 11, 799. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00799
5. Bailey, T. H., & Phillips, L. J. (2016). The influence of motivation and adaptation on students’ subjective well-being, meaning in life and academic performance. Higher education research & development, 35(2), 201–216. https://doi.org/10.1080/07294360.2015.1087474
6. Boateng, G. O., Neilands, T. B., Frongillo, E. A., Melgar-Quiñonez, H. R., & Young, S. L. (2018). Best practices for developing and validating scales for health, social, and behavioral research: a primer. Frontiers in public health, 6, 149. https://doi.org/10.3389/fpubh.2018.00149
7. Byrne, B. M. (2013). Structural equation modeling with Mplus: Basic concepts, applications, and programming. Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203807644
8. Conradty, C., & Bogner, F. X. (2022). Measuring Students’ School Motivation. Education Sciences, 12(6), 378. https://doi.org/10.3390/educsci12060378
9. Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2013). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer Science & Business Media.
10. Eccles, J. S., & Wigfield, A. (2020). From expectancy-value theory to situated expectancy-value theory: A developmental, social cognitive, and sociocultural perspective on motivation. Contemporary educational psychology, 61, 101859. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101859
11. Feldon, D. F., Callan, G., Juth, S., & Jeong, S. (2019). Cognitive load as motivational cost. Educational Psychology Review, 31, 319–337. https://doi.org/10.1007/s10648-019-09464-6
12. Fong, C. J. (2022). Academic motivation in a pandemic context: a conceptual review of prominent theories and an integrative model. Educational Psychology, 42(10), 1204–1222. https://doi.org/10.1080/01443410.2022.2026891
13. Glynn, S. M., Brickman, P., Armstrong, N., & Taasoobshirazi, G. (2011). Science motivation questionnaire II: Validation with science majors and nonscience majors. Journal of research in science teaching, 48(10), 1159–1176. https://doi.org/10.1002/tea.20442
14. Hattie, J., Hodis, F. A., & Kang, S. H. (2020). Theories of motivation: Integration and ways forward. Contemporary Educational Psychology, 61, 101865. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101865
15. Heggestad, E. D., & Kanfer, R. (2000). Individual differences in trait motivation: Development of the Motivational Trait Questionnaire. International Journal of Educational Research, 33(7-8), 751–776. https://doi.org/10.1016/S0883-0355(00)00049-5
16. Heimerdinger, S. R., & Hinsz, V. B. (2008). Failure avoidance motivation in a goal-setting situation. Human Performance, 21(4), 383–395. https://doi.org/10.1080/08959280802347155
17. Hu, L. T., & Bentler, P. M. (1999). Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural equation modeling: a multidisciplinary journal, 6(1), 1–55. https://doi.org/10.1080/10705519909540118
18. Kline, R. B. (1998). Structural equation modeling. New York: Guilford.
19. Kotera, Y., Conway, E., & Van Gordon, W. (2019). Ethical judgement in UK business students: Relationship with motivation, self-compassion and mental health. International Journal of Mental Health and Addiction, 17, 1132–1146. https://doi.org/10.1007/s11469-018-0034-2
20. Kotera, Y., Taylor, E., Fido, D., Williams, D., & Tsuda-McCaie, F. (2023). Motivation of UK graduate students in education: Self-compassion moderates pathway from extrinsic motivation to intrinsic motivation. Current Psychology, 42(12), 10163–10176. https://doi.org/10.1007/s12144-021-02301-6
21. Lubart, T., & Guignard, J.-H. (2004). The Generality-Specificity of Creativity: A Multivariate Approach. In R. J. Sternberg, E. L. Grigorenko, & J. L. Singer (Eds.), Creativity: From potential to realization (pp. 43–56). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10692-004
22. Mngomezulu, M. S., Lawrence, K. C., & Mabusela, M. S. (2021). Recruiting competent teachers in South Africa for a sustainable future: The role of school governing bodies. African Journal of Inter/Multidisciplinary Studies, 3(1), 217–228. https://doi.org/10.51415/ajims.v3i1.927
23. Nunnally, J. C., & Bernstein, I. H. (1978). Psychometric theory. McGraw.
24. Prudon, P. (2015). Confirmatory factor analysis as a tool in research using questionnaires: a critique. Comprehensive Psychology, 4, 03-CP. https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2466/03.CP.4.10
25. Ryan, R. M. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. Guilford Press.
26. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary educational psychology, 61, 101860. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860
27. Schumacker, R. E., & Lomax, R. G. (2004). A beginner's guide to structural equation modeling. Psychology press.
28. Schumm, M. F., & Bogner, F. X. (2016). Measuring adolescent science motivation. International Journal of Science Education, 38(3), 434–449. https://doi.org/10.1080/09500693.2016.1147659
29. Schunk, D. H., & DiBenedetto, M. K. (2020). Motivation and social cognitive theory. Contemporary educational psychology, 60, 101832. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2019.101832
30. Seel, N. M. (Ed.). (2011). Encyclopedia of the Sciences of Learning. Springer Science & Business Media.
31. Shadfar, S., & Malekmohammadi, I. (2013). Application of Structural Equation Modeling (SEM) in restructuring state intervention strategies toward paddy production development. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 3(12), 576. https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v3-i12/472
32. Steinmayr, R., Weidinger, A. F., Schwinger, M., & Spinath, B. (2019). The importance of students’ motivation for their academic achievement–replicating and extending previous findings. Frontiers in psychology, 10, 464340. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01730
33. Ullman, J. B., & Bentler, P. M. (2012). Structural equation modeling. Handbook of Psychology, Second Edition, 2. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa8701_03
34. Watkins, D., & Hattie, J. (2012). Multiple goals in a Hong Kong Chinese educational context: An investigation of developmental trends and learning outcomes. Australian Journal of Education, 56(3), 273–286. https://doi.org/10.1177/000494411205600306
35. Wetzel, A. P. (2012). Factor analysis methods and validity evidence: a review of instrument development across the medical education continuum. Academic Medicine, 87(8), 1060–1069. https://doi.org/10.1097/ACM.0b013e31825d305d
36. Wentzel, K. R. (2012). Teacher-student relationships and adolescent competence at school. In Interpersonal relationships in education (pp. 17–36). Brill. https://brill.com/display/title/37886
37. Wentzel, K. R., & Wigfield, A. (2009). Promoting motivation at school: Interventions that work. Educational Psychologist, 42, 187–194.
38. Wigfield, A., Eccles, J. S., Schiefele, U., Roeser, R. W., & Davis-Kean, P. (2006). Development of achievement motivation. Hoboken.
Рецензия
Для цитирования:
Мамбеталина А.С., Лоуренс К.С., Уталиева Ж.Т., Айжанова Г., Мандыкаева А., Ганиева Г., Сатова А. Внутренняя структура инструмента измерения школьной мотивации подростков. Образование и саморазвитие. 2024;19(4):67-81. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.06
For citation:
Mambetalina A., Lawrence K.C., Utaliyeva Zh., Aizhanova G., Mandykayeva A., Ganiyeva G., Satova A. Internal Structure of Adolescents’ School Motivation Measuring Tool. Education and Self-Development. 2024;19(4):67-81. https://doi.org/10.26907/esd.19.4.06