Преодоление как фактор саморазвития
https://doi.org/10.26907/esd.19.2.05
EDN: GQRPPN
Аннотация
В статье проводится анализ результатов исследования, направленного на изучение преодоления как ведущего фактора, обеспечивающего саморазвитие личности и актуализирующего необходимость применения в современной образовательной практике педагогических средств, содействующих формированию у детей и молодежи восприятия преодоления трудностей как возможности для личностного роста. Актуальность изучения проблемы саморазвития и его процессуальной составляющей обусловлена разными причинами: новой социокультурной реальностью, предопределившей быстрый темп саморазвития как условия конкурентоспособности личности; высоким уровнем мотивации подрастающего поколения к достижению успеха как результату саморазвития; неготовностью современных детей и молодежи к преодолению препятствий на пути к достижению цели; наличием психологических барьеров, блокирующих готовность к саморазвитию. Выводы опираются как на результаты теоретического анализа современной научной литературы, так и на результаты проведенных нами опросов. Эмпирическими методами исследования явились опросные методы, представленные авторским инструментарием. В исследовании приняли участие 2474 обучающихся в возрасте 11-16 лет, проживающих в Московской, Ярославской, Костромской и Калужской областях. Исследование включало в себя проектирование и апробацию технологии педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей, воплощение которой позволяет формировать готовность подростков к саморазвитию, содействует наращиванию индивидуального опыта успешного преодоления через целенаправленное формирование адаптивных копинг-стратегий. Сделан вывод об эффективности реализации технологии в условиях дополнительного образования, а также возможности диссеминации полученного педагогического опыта в образовательных организациях разных типов и видов.
Об авторах
И. В. ИвановаРоссия
Ирина В. Иванова
Калуга, Россия
М. И. Рожков
Россия
Михаил И. Рожков
Москва, Россия
Список литературы
1. Андреев, В. В., Андреев, В.В. Психологическая концепция преодоления: теория, методология, диагностика // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16. – № 3. – С. 20–32. – DOI:10.21702/rpj.2019.3.2
2. Антопольская, Т. А., Панов, В. И., Силаков, А. С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 43–50. – DOI:10.33910/herzenpsyconf-2020-3-5
3. Асташова, Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2014. – Т. 8. – № 1. – C. 108–114.
4. Байбородова, Л. В. Какие педагогические технологии являются современными? // Проблемы и перспективы развития сельских общеобразовательных организаций: материалы международной научно-практической конференции. – Ярославль: Б.и., ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2019. – С. 156–164.
5. Бедерханова, В. П., Демакова, И. Д., Крылова, Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 16–27.
6. Василевская, Е. А. Преодолевающее поведение как успешность переживания критических ситуаций педагогами // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2016. – № 4(15). – С. 42–47. – DOI:10.23888/humJ2016442-47
7. Выготский, Л. С. Выготский: сборник; сост. и авт. предисл. А. А. Леонтьев. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 222 с.
8. Голованов, В. П. Современное дополнительное образование – пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство – 2021. – № 2.– С. 83–89.
9. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 2000. – 572 с.
10. Гущина, Т. Н. Самоорганизация обучающихся – путь к успеху // Преодоление как путь к успеху. Опыт педагогического поиска инновационных площадок: методическое пособие; сост. С. А. Аракчеева; под ред. М. И. Рожкова. – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования; Научная библиотека, 2018. – С. 35–42.
11. Демакова, И. Д. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»: воспитательные результаты (1993-2016) / под ред. Р. А. Валеевой // Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака. – Казань: Изд-во «Отечество», 2016. – C. 71–78.
12. Евладова, Е. Б. Самоорганизация – перспективная возможность развития дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников // Образовательная панорама. – 2018. – № 1(9). – С. 71–76.
13. Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2020. – 286 с.
14. Иванова, И. В. Самопознание и саморазвитие: учебник / под ред. М. И. Рожкова. – М.: Директ-Медиа, 2023. – 316 с.
15. Иванова, И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: диссертация ... доктора педагогических наук: 5.8.1 / Иванова Ирина Викторовна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»]. – Ярославль, 2022. – 580 с.
16. Иванова, И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. – Т. 5. – № 6. – С. 41–49. – DOI:10.12737/article_5a1bfb0bb17788.67058203
17. Иванова, И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Социально-политические исследования. – 2021. – № 3(12). – С. 100–115. – DOI 10.20323/2658-428X-2021-3-12-100-115
18. Леонтьев, Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 3–27.
19. Манина, В. А. Психологическое консультирование в преодолении психологических барьеров // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2016. – № 4(15). – С. 15–20. – DOI:10.23888/humJ2016415-20
20. Маралов, В. Г., Низовских, Н. А., Щукина, М. А. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство «Юрайт», 2017. – 320 с.
21. Мирошкина, М. Р. Разные поколения – разный педагогический подход // Школьные технологии. – 2014. – № 2. – С. 8–19.
22. Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Психология личности. – Т. 2. – Хрестоматия. – Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 2000. – С. 509–533.
23. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. – 2002. – № 4(33). – С. 73–77.
24. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании: монография. – М.: Московский гос. обл. ун-т ; Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2006. – 252 с.
25. Сытник, Г. В., Андреев, В. В. Влияние уровня спортивного мастерства спортсменов на частоту использования различных стратегий преодоления кризисных ситуаций // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 1(69). – С. 133–134.
26. Шакуров, Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 3–18.
27. Шамсутдинов, Р. Р., Юлдашева, О. Н. Сетевое сообщество: риски и перспективы // Символ науки. – 2016. – № 3-4(15). – С. 185–189.
28. Щукина, М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 7–22.
29. Cai, M. Professional Self-Development Based on Informal Learning: A Case Study of Foreign Language Teachers in a University of China // Open Journal of Social Sciences. – 2019. – No. 7. – No. 12. – P. 26–38. – DOI:10.4236/Jss.2019.712003
30. Carr, A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. – London: Routledge, 2019. – 428 p. – DOI:10.4324/9780429274855
31. Dimmock, M. Defining generations: Where millennials end and post-millennials begin, pew research center [Электронный ресурс]. – 2019. – URL: https://www.pewresearch.org/facttank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/
32. Edwards, G., Turner, A. F. Problematising self-development in leadership learning [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://uwe-repository.worktribe.com/output/831160
33. Ng, T. Experiences of Chinese young people in devising their self-development plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. – 2019. – Vol. 34. – P. 167–185. – DOI:10.21315/apjee2019.34.9
34. Smirnov, R. G. Operationalization of the “Online Generation” phenomenon // Digital sociology. – 2019. – Vol. 2. – No. 4. – Р. 31–38. – DOI:10.26425/2658-347X-2019-4-31-38
35. Twenge, J. How Are Generations Named? Trend. The Pew Charitable Trusts [Электронный ресурс]. – 2018. – URL: https://trend.pewtrusts.org/en/archive/winter-2018/foreword-how-aregenerations-named
Рецензия
Для цитирования:
Иванова И.В., Рожков М.И. Преодоление как фактор саморазвития. Образование и саморазвитие. 2024;19(2):54-69. https://doi.org/10.26907/esd.19.2.05. EDN: GQRPPN
For citation:
Ivanova I., Rozhkov M. Overcoming as a Factor of Self-Development. Education and Self-Development. 2024;19(2):54-69. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.19.2.05. EDN: GQRPPN