Preview

Образование и саморазвитие

Расширенный поиск

Профессиональная компетентность педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников: разработка уровневых показателей

https://doi.org/10.26907/esd.18.4.13

EDN: QPYPNK

Аннотация

Актуальность проблемы определяется общими тенденциями довузовского образования в Российской Федерации, нацеленностью на обеспечение профессионального самоопределения учащихся в социально-педагогической сфере, на создание сети психолого-педагогических классов, что обуславливает необходимость выявления готовности педагогов к реализации идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Целью данной статьи является разработка и описание уровневых показателей педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы использован системный подход, который позволил изучить профессиональную компетентность педагога как часть сложной системы допрофессиональной подготовки. Профессиональная компетентность педагога рассматривается нами на метасистемном уровне (по классификации В. В. Белкиной и Е. А. Цирульниковой, выделяющих в системе допрофессиональной педагогической подготовки школьников ряд уровней – субсистемный (внутриличностый), подсистемный (учреждения образования), системный (социальные институты) и метасистемный (социокультурное педагогическое пространство)). В профессиональной компетентности педагога мы видим каузальную надстройку универсальных педагогических компетенций, приобретаемых обучающимися психолого-педагогических классов. В результате исследования была определена структура компетентности педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников, выделены уровни компетентности, разработаны и описаны показатели каждого уровня. Предлагаемые материалы в определенной мере заполняют лакуны в научных исследованиях относительно содержания и показателей компетентности педагога (преподавателя) допрофессиональной педагогической подготовки и могут быть использованы при дальнейшей научно-методической разработке диагностического инструментария и программ подготовки педагогов допрофессионального образования.

Об авторе

О. В. Тихомирова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

Ольга В. Тихомирова

Ярославль



Список литературы

1. Байбородова, Л. В., Ходырев, А. М., Чернявская, А. П. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников. Опыт и традиции: коллективная монография. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. – 339 с.

2. Белкина, В. В., Цирульникова, Е. А. Допрофессиональная педагогическая подготовка: системный подход // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021. – № 3(92). – С. 146–149.

3. Валицкая, А. П. Интеллектуальный потенциал России и педагогическое образование // Высшее образование в России. – 2014. – № 11. – С. 31–37.

4. Егоренко Т. А., Санина С. П. Идеи В. В. Давыдова в образовании: история и современность // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 5 –С. 121–126. – DOI:10.17759/pse.2020250510

5. Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э., Лебедева, Е. В. Трансфессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 79. – С. 89– 107. – DOI:10.17223/17267080/79/6

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–44.

7. Исаев, Е. И. Деятельностный подход в педагогическом образовании: становление и реализация // Психологическая наука и образование. – 2020. – Том 25. – № 5. – C. 109–119. – DOI:10.17759/pse.2020250509

8. Казакова, Е. И., Басюк, В. С., Врублевская, Е. Г. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Том 11. – № 3. – C. 143–154. – DOI:10.17759/psyedu.2019110312

9. Казин, Ф. А., Лукьянова, Н. Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования. – 2022. – № 2. – С. 155–189. – DOI:10.17323/1814-9545-2022-2-155-189

10. Каспаржак, А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. – 2013. – № 4. – С. 261–282.

11. Кенжегалиев, К. К., Мухамеджанова, Г. С. Формирование универсальных педагогических компетенций учителей как важное профессиональное качество // Вестник КазНПУ имени Абая. Педагогические науки. – 2015. – №3(47). – С. 121–127.

12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – Москва: Смысл: Академия, 2005. – 352 с.

13. Лях, Ю. А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников // Образование и наука. – 2013. – № 10(109). – С. 37–51.

14. Марголис, А. А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. – 2021. – Том 26. – № 3. – C. 5–39. – DOI:10.17759/pse.2021260301

15. Маркова, А. К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.

16. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – СПб.: Нестор-История, 2014 – 376 с.

17. Мухин, М. И. Образование ХХI столетия: особенности развития // Перспективы Науки и Образования. – 2020. – Т. 47. – № 5. – С. 22–44. – DOI:10.32744/pse.2020.5.2

18. Пинская, М. А., Пономарева, А. А., Косарецкий, С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. – 2016. – № 2. – С. 100–124. – DOI:10.17323/1814-9545-2016-2-100-124

19. Тихомирова, О. В. Зоны развития // Директор школы. – 2016. – № 6(209). – С. 48–61.

20. Тихомирова, О. В. Методика оценивания профессиональной компетентности педагога общего образования // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 1(112). – С. 77– 84. – DOI:10.20323/1813-145X-2020-1-112-77-84

21. Тихомирова, О. В., Мухамедьярова, Н. А. Диагностический инструментарий выявления профессиональных дефицитов педагогов допрофессиональной педагогической подготовки // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – № 4(40). – С. 142–156. – DOI:10.15393/j5.art.2022.8014

22. Харисова, И. Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27. – № 4. – С. 257–264. DOI:10.34216/2073-1426-2021-27-4-257-264

23. Хэтти Д. А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. – М.: Издательство «Национальное образование, 2017. – 496 с.

24. Шадриков, В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. – 2006. – № 1. – С. 15–20.

25. Шадриков, В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т. I: Системогенез профессиональной и учебной деятельности. – Ярославль: ЯрГУ. – 2017. – 326 с.

26. Hanushek, E. A. The economic value of higher teacher quality // Working Paper 16606, Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research (December). – 2010. URL: https://www.nber.org/papers/w16606.

27. Khodyreva, E. А. Developing individual educational paths for future teachers based on the requirements of the updated federal state education standards of higher education (FSES of HE) // Education and Self-Development. – 2020. – Vol. 15. – No. 3. – P. 177–188. –DOI:10.26907/esd15.3.15


Рецензия

Для цитирования:


Тихомирова О.В. Профессиональная компетентность педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников: разработка уровневых показателей. Образование и саморазвитие. 2023;18(4):171-186. https://doi.org/10.26907/esd.18.4.13. EDN: QPYPNK

For citation:


Tikhomirova O. Professional Competence of the Teacher of Pre-professional Pedagogical Training of School Students: Development of Level Indicators. Education and Self-Development. 2023;18(4):171-186. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.4.13. EDN: QPYPNK

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1991-7740 (Print)