Влияние бытового искусственного интеллекта на детско-родительские отношения
https://doi.org/10.26907/esd.20.2.08
EDN: UDWYZM
Аннотация
Исследование посвящено проблеме влияния новых цифровых технологий, искусственного интеллекта на сознание пользователя. Искусственный интеллект уже включен на бытовом уровне в семейные системы, но остается феноменом, плохо изученным в психологии развития, психологии личности и педагогике. Необходимо, в частности, понять, как влияет бытовой искусственный интеллект на развитие индивидуального сознания ребенка, на детско-родительские отношения. Цель исследования: изучить синергетические эффекты взаимоотношений нейросетей и индивидуального и группового сознания в семейных системах. В ходе эксперимента было отмечено включение цифрового помощника в семейное пространство и получение эмоционального отклика на процесс взаимодействия. Исследование показало, что нейросети стали все более интенсивно включаться в родительские холоны, детскородительские подсистемы молодых семей. Сейчас семейные системы находятся в ситуации адаптации к новому пользовательскому опыту. Новизна и практическая значимость: отмечено снижение родительского авторитета и ослабление его влияния на аффективную сферу детей в связи с тем, что «нейроняня» обладает способностью персонализации контента и функциями распознавания эмоций.
Об авторах
Ю. В. АндрееваРоссия
Юлия В. Андреева
Казань
Л. Р. Фахрутдинова
Россия
Лилия Р. Фахрутдинова
Казань
Р. В. Даутова
Россия
Резида В. Даутова
Казань
Д. А. Телегузова
Россия
Дарья А. Телегузова
Казань
Список литературы
1. Андреева, Ю. В., Шакурова, А. Р., Якупова, А. И., Косокина, И. А. Нарративный анализ мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи при создании культурно-просветительских обучающих проектов // Образование и саморазвитие. – 2024. – Т. 19. – № 1. – С. 66–80. – DOI: 10.26907/esd.19.1.06
2. Варга, А. Я., Хамитова, И. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 1. – С. 137–146.
3. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
4. Даутова, Р. В., Белоусов, Е. Д. Медиаиммунитект как необходимое условие медиабезопасности молодежи в социальных сетях // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 2 (128). – DOI: 10.23670/IRJ.2023.128.20
5. Дзялошинский, И. М. Искусственный интеллект: гуманитарная перспектива // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2022. – Т. 21. – № 6. – С. 20–29. – DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-6-20-29
6. Дильтей, В. Описательная психология / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан // История психологии. XX век. – М.: Екатеринбург, 2002. – С. 417–453.
7. Змановская, Е. В. Психология семьи: основы супружеского консультирования и семейной психотерапии: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 378 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 485 с.
9. Фахрутдинова, Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т. 153. – № 5. – С. 110–120.
10. Шутценбергер, A. A. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
11. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
12. Andreeva, J., Vitushkin, A., Kosokina, I., Nizhelskaya, I. Information strategies for preventing destructive behavior of civic activism in criminal youth subculture // E3S Web of Conferences. – 2023. – Vol. 449, 07007. – DOI: 10.1051/e3sconf/202344907007
13. Bharadwaj, N. A., Dubé, А. K., Talwar, V., Patitsas, E. How Digital Assistants are used by Families in the Home: A multi-national study of use, interaction, and parental mediation // TMS Proceedings 2021. – 2021. – DOI: 10.1037/tms0000075
14. Bowlby, J. The Nature of the Child’s Tie to His Mother // International Journal of Psychoanalysis. – 1958. – Vol. 39. – Pp. 350–373.
15. Daw, N. D., Doya, K. The computational neurobiology of learning and reward // Current Opinion in Neurobiology. – 2006. – Vol. 16. – No. 2. – Pp. 199–204. – DOI: 10.1016/j.conb.2006.03.006
16. Fachrutdinova, L. R., Sabirov, T. N. Cross-Cultural studies of structural and dynamic features of learning experiences among Russian and Chinese teenagers // HELIX. – 2017. – Vol. 8. – No. 1. – Pp. 2527–2530. – DOI: 10.29042/2018-2527-2530
17. Fakhrutdinova, L. R. On the Phenomenon of “Perezhivanie” // Journal of Russian & East European Psychology. – 2010. – Vol. 48. – No. 2. – Pp. 31–47. – DOI: 10.2753/RPO1061-0405480203
18. He, W., Chen, M. Advancing Urban Life: A Systematic Review of Emerging Technologies and Artificial Intelligence in Urban Design and Planning // Buildings. – 2024. – Vol. 14. – No. 3. – P. 835. – DOI: 10.3390/buildings14030835
19. Pashevich, E. Can communication with social robots influence how children develop empathy? Best-evidence synthesis // AI & Soc. – 2022. – Vol. 37. – Pp. 579–589. – DOI: 10.1007/s00146-021-01214-z
20. Rayhan, S., Rayhan, A. The Psychological Impact of Al: Adapting to a World of Smart Machines // Discover the world’s research, juli. – 2023. – DOI: 10.13140/RG.2.2.29902.64329/1
Рецензия
Для цитирования:
Андреева Ю.В., Фахрутдинова Л.Р., Даутова Р.В., Телегузова Д.А. Влияние бытового искусственного интеллекта на детско-родительские отношения. Название журнала на русском. 2025;20(2):97-109. https://doi.org/10.26907/esd.20.2.08. EDN: UDWYZM
For citation:
Andreeva Yu., Fakhrutdinova L., Dautova R., Teleguzova D. Phenomena of influence of household artificial intelligence on child-parent relations in the family space. Title. 2025;20(2):97-109. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.20.2.08. EDN: UDWYZM